— Мы никуда отсюда не уйдем, — говорит координатор блокады Крыма 45-летний Ленур Ислямов после столкновения с бойцами Нацгвардии. Те пытались разблокировать подорванные электроопоры в поселке Чаплинка на Херсонщине.
В ночь на пятницу неизвестные взорвали опоры двух магистральных линий электропередач. Оккупированный Россией Крым остался без электроснабжения. В субботу вечером 70 вооруженных бойцов Нацгвардии и батальона "Херсон" попытались разблокировать поврежденные опоры. Ислямов сказал, что крымские татары, Автомайдан, батальон "Айдар" и "Правый сектор" не позволят этого. Началось столкновение. Во время толкотни ударили ножом полковника полиции. Активисты говорят, что у них тоже есть пострадавшие.
Министерство энергетики России предупредило крымчан об отключении света. Без электричества могут остаться 40% потребителей Херсонщины и Николаевщины, по информации украинского Минэнерго.
В субботу вечером поврежденные объекты взорвали во второй раз. Свет пропал в Симферополе, Севастополе, Феодосии, Керчи и Евпатории. На полуострове ввели режим чрезвычайной ситуации. Без электричества остались 1,9 млн людей. Понедельник объявили выходным, отменили занятия в школах и детсадах.
— Власть, похоже, заняла выжидательную позицию. Ведь что бы она сейчас не сделала, это вызовет шквал критики. Но Украина должна ввести всестороннюю блокаду Крыма. Мы не должны способствовать экономической стабильности на этой территории. Власти следует помогать активистам в правовом поле, — считает политолог 38-летний Александр Маслак.
— Энергетические сети Украины и России связаны. Во время перезагрузки Харьковская область получает энергию из РФ. Поэтому Москва может сделать так, что пол-Украины будет сидеть в темноте, — говорит 39-летний Алексей Голобуцкий из Агентства моделирования ситуаций. — Легко радоваться обесточиванию Крыма в тепле перед телевизором. Но оказаться в такой ситуации никто не хочет. Россия может полностью прекратить торговлю с нами, не будет поставлять газ. Авторитарная страна ради определенной цели может позволить себе все, что угодно. Готовы ли мы к этому? А мнение крымчан, большинство которых — пророссийские, мы не изменим. Москва возобновит энергоснабжение и получит еще более лояльное отношение местных жителей. Будут говорить: "Хохлы нам плохо делают, а матушка Россия заботится".
Правозащитник 69-летний Семен Глузман считает, что блокада может усилить межнациональное напряжение в Крыму:
— Это очень опасная игра. Путин — серьезный противник. Он не уступит. Не стоит идти в атаку, понимая, что не победишь в битве. Это эмоциональное решение. Понимаю крымских татар: у них нет другой родины. Ситуация трагическая. Боюсь, что такие методы озлобят славянское население полуострова против них. Также это событие может изменить структуру тайных переговоров, которые проходят между Западом, Россией и Украиной.
Опоры взорвали во второй раз
В субботу, 21 ноября, в 20.00 возле Администрации президента в столице собрались около 50 крымских татар. Призывали не допустить кровопролития на Херсонщине, где произошел конфликт между силовиками и участниками энергетической блокады Крыма.
К ним приобщились активисты Автомайдана и люди, которые проводили вече в центре Киева. Акцию инициировал комитет продовольственной блокады оккупированного полуострова и уполномоченный президента по правам крымских татар Мустафа Джемилев. Его пригласили на разговор к главе государства. Участников акции окружили нацгвардейцы и бойцы полка "Киев-1".
— Президент попросил нас дать возможность провести ремонтные работы. Чтобы избежать опасностей с оборванными проводами. Это не возобновление сети, — говорит Джемилев после встречи с Порошенко.
Полиция и Нацгвардия отступили. Через полчаса разошлись и активисты. Еще минут через 30 стало известно, что опоры повторно взорвали и полуостров таки обесточили.
Андрей ЖИГАЙЛО
Комментарии