- Я в Межгорье родилась и всю жизнь прожила. После того, как закончила школу, в садике уборщицею работала. А потом в колхозе надо было варить еду, так что перешла на кухню. И хорошо у меня выходило, - 79-летняя Рузя Сабецкая из села Межгорье Монастырищенского района Тернопольщины стоит около глиняной хаты, начисто побеленной и покрытой шифером.
В селе большинство хат - глиняные, под шифером или черепицей.
- Когда-то были такие мастера, что даже вручную черепицу лепили. А сейчас никто не строит. Люди вымирают. По соседству вон дома пустые стоят. Даже не к кому слово сказать. Когда дети из Франковска по мобильному позвонят, то уже будто я не сама. Потому что так что - разве в магазин позвоню или с телевизором поговорю. А уже если соседка молоко принесет, вдвоем сядем, вот уж радость.
В Межгорье - 116 дворов, живут 242 человека. Рузя Сабецкая - вдова. Имеет 50-летних дочерей-близнецов Марию и Дарью, сыновей 53-летнего Мартына и 58-летнего Богдана. Все живут в Ивано-Франковске, в 50 км от села.
- Меня дети к себе зовут. Но я не хочу. Что там делать на этаже? - опирается на забор. - Уже 30 лет, как со мной нет мужа. Мой Демьян добрый был, трудолюбивый. Водку разве на праздники пил. Работал киномехаником в клубе.
Рузя Акимовна обрабатывает 14 соток огорода.
- Набедовалась я тяжело, - вытирает слезы. - Когда муж умер, дети маленькие были. Надо было их учить, на ноги ставить. Замуж больше не ходила, потому что на моих детей никто так внимания не будет обращать. Но за сиротой и Бог с калитой. Уже все женаты и замужем, имеют работу, дома, машины. Как соберутся с внуками и правнуками, то всех в доме аж 20.
В Межгорье есть две улицы. Посредине течет мелкая река Горожанка. С двух сторон село окружено горами. На дороге асфальта нет. Раньше были большие ямы, но в этом году их засыпали известняком из карьера. На центральной улице дорога белая, а боковые - черные и скользкие от болота.
На улице дождь. Потихоньку проезжает подвода, запряженная двумя конями. Подводы и велосипеды - это единственный транспорт в селе. Вдоль дороги пасутся куры. Автомобили появляются только на праздники, когда к пенсионерам приезжают родственники.
- В магазине все есть, но нет зубов, чтобы есть, - улыбается Рузя Акимовна. - Если есть что-то мясное, котам даю. У меня их четыре. А собаки нет. Что он будет охранять? Красть нечего, разве что меня бы украли. 20 кур - это все мое хозяйство.
В центре села - большое здание клуба. Сельский магазин закрыт - поломался кассовый аппарат. ФАП тоже не работает - медсестра в отпуске.
- Когда-то все было такое интересное. Я в представлениях главные роли играла. С хором мы все села объездили. Садились на две подводы и пели всю дорогу. Было интересно, - вспоминает. - А теперь что? Ходила телефон заряжать на десятку. Раньше были сверху 2 гривны, а теперь, говорит продавщица, уже 3. Я на кухне 35 лет проработала и имею 900 гривен пенсии. И те, которые нигде не работали, такую же имеют. Обидно. В газете читала, что Азаров большую премию получил. Как по телевизору его увижу, аж вслух ругаюсь. Сколько он будет так калякать? Что, не может научиться?













Комментарии