62-летнему Степану Карагяуру из города Каменец-Подольский Хмельницкой области 7 декабря заменили сердечный клапан. Лекарства не помогали. Мужчина задыхался, пекло в груди. Хирурги боялись оперировать из-за риска осложнений. Впервые в Украине такую операцию сделали без разреза грудины.
- Я был челноком. Для меня поехать в Стамбул было все равно, что из Киева в Житомир, - говорит Степан Федорович 6 декабря. Готовится к операции. - По пять-шесть дней в дороге, в машине ночевали. Был красавец - как Леонтьев ходил. Надо было шапку зимой носить, да куда там. Проблемы с сердцем начались в 45. Поднимаюсь на пятый этаж - задыхаюсь, отдает болью в груди слева. Раз ехал в машине, сердце схватило так, что испугался и вынужден был остановиться. Знакомый умер за рулем из-за сердца.
Обследовался в Хмельницком. Врачи направили в столичный Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Амосова.
- Семь лет назад мне здесь профессор Руденко делал шунтирование. Операция была с остановкой сердца - из девяти утра до шести вечера. Разрезали ногу, взяли чистые кусочки вены и поставили в обход забитых сосудов. Жена говорила, что хирург, когда вышел, держался за стену.
Врачи сказали не нервничать. Поэтому ушёл на пенсию.
- Потихоньку строил дом. В ноябре прошлого года мне через разрез в ноге расширяли сосуды возле сердца. Теперь врачи рассказывают, что клапан сносился на 80 процентов. В Израиле их давно меняют без разреза грудины за 30 тысяч евро. Дочь хотела продать дом или квартиру. Я отказался - не оставлю внуков без жилья.
В этом году Институт имени Амосова закупил пять биологических клапанов по 400 тыс. грн. Для пациентов операция бесплатная.
7 декабря в 10.30 под операционной ждёт жена Степана Федоровича. Спрашивает у одного из кардиохирургов о состоянии мужа.
- Опять расширяли сосуды. Теперь начнут менять клапан. Будет, как трансформер, - говорит жена Виктория Мелентьева, 60 лет. - Постоянно образуются холестериновые бляшки. У его отца это было, у старшего брата. В последние дни часто вставал ночью из-за сердца. В пятницу нам позвонили - завтра быть в Киеве. Поехал сам. Я смогла только вчера - разрывалась между работой, детьми и домом. Маме 89, есть себе не может подогреть, и дочь только что родила.
Из операционной выходит кардиохирург Евгений Аксёнов. Он в костюме со свинцовыми вставками для защиты от рентгена.
- Сейчас ищут подход к артерии, - говорит. - Готовят клапан. Это будто дверцы с тремя створками. Должны открыться, выпустить кровь и закрыться. Мы через надрез артерии на бедре протягиваем на катетере клапан к сердцу. Между руками хирурга и сердцем пациента - 1,5 метра. Разрушаем изношенный клапан баллоном под высоким давлением. На его место ставим биологический. Он скручивается в трубочку 6 миллиметров диаметром, а в сердце расправляется. С механическим клапаном это невозможно. Люди с такими всю жизнь пьют лекарства для разжижения крови, чтобы не тромбировалась. С биологическим это необходимо только полгода.
В операционной - десяток врачей. В пультовой медики сквозь стекло следят за операцией и показателями на 10 мониторах. Картинку подает рентген-аппарат, который сканирует тело больного. На отдельном столе трое собирают клапан.
В 13.05 из операционной выходят все врачи. Остаются двое. Кардиолог из Манчестера - Ричард Леви, который руководит операцией, изучает информацию на мониторе. Говорит по-английски: "Идеально".
- Главное позади, операция прошла хорошо, - объясняет медсестра. - Теперь будут зашивать разрез на ноге.
В понедельник 10 декабря Степан Карагяур лежит в палате.
- Сегодня перевели из реанимации, - говорит. - Чувствую себя хорошо, сердце не болит. Врач сказал, что пробуду здесь еще дня три-четыре.
Открытую операцию могут не выдержать
6 декабря такое хирургическое вмешательство делали еще трем пациентам. У них поражен аортальный клапан сердца, говорит директор Института им. Амосова Геннадий Кнышов:
- Этим людям лекарства уже не помогают. Раньше такое было от ревматизма, сейчас - от старости. 70-80-летним надо менять клапаны из-за отложения солей. Но открытую операцию пожилой человек может не выдержать. Все хронические болезни заостряются. Таких больных трудно выхаживать - поражены сосуды почек, мозга. Искусственное кровообращение делает слабыми легкие и печень.
В прошлом году в институте сделали 1400 открытых операций по замене клапана. Механический стоит 12 тыс. грн.
- В этом году смогли купить биологические клапаны. Они изготовлены из сердечной сумки свиньи. Она подобна человеческой. Его вручную 1200 швами прикрепляют к металлической раме, которую фиксируют потом в сердце. Наши врачи учились в Штатах, Германии, Британии.
Ричард Леви провел свыше 250 таких хирургических вмешательств. В Великой Британии их делают с 2008 года.
Комментарии
1