вторник, 08 июля 2014 12:42

"Каждый генерал на одну-две недели становится в строй как рядовой"

 

- Говорят, новый министр обороны Валерий Гелетей текст присяги в Верховной Раде подписывал ручкой, с которой не снял колпачок. Если в маленьком деле есть ложь, то что говорить о больших делах, которых от него ожидают, - говорит Виктор Лукиянчук, 43 года, летчик-испытатель, полковник. Служит в Государственном научно-испытательном центре Вооруженных сил. Говорим о проблемах в украинской армии и антитеррористической операции.

- Гелетей не является опытным специалистом в военном деле. Он работал на разных должностях в МВД. Какие подвиги совершил, чтобы получить звание генерала так быстро? Это вызывает много вопросов у военных. Но в армии приказы не обсуждают.

Какая ситуация в армии сейчас?

-  Во времена Кучмы не было горючего для курсантов военных летных училищ. Выпускники получали диплом как "сухопутные" офицеры, потому что не могли налетать необходимое количество часов. Эти летчики могли бы сейчас защищать небо Украины. Армию планово уничтожали все президенты. Они знали, что войско сокращается и бедствует.

Вторая проблема: российская агрессия в Крыму помешала очистить ряды армейских чиновников во время Майдана. Теперь трудно выявить тех, кто не настроен на изменения. Меняют министра и начальника Генштаба, остальные - остаются те же.

Освобождение Славянска называют весомой победой.

-  Это не победа, а поражение нашей армии. Банда Гиркина имела выбор - убегать или лечь. Они выбрали первое. Двигаются к Донецку. Почему им дали выйти из города? Это измена, договоренность с какими-то из наших блокпостов. Если бы была плановая операция, то боевиков уничтожили бы на полпути в Донецк. А так они растворились среди населения. Донецк может стать новым Славянском. Этот город больше, вести бои нам будет еще сложнее.

Эксперты говорят, что Украина имеет достаточно оружия, чтобы противостоять боевикам. Тогда почему АТО длится так долго?

-  Средств и сил у нас достаточно. Но военные не могут наносить удары по зданиям, где находятся не только боевики, но и мирные жители. Если бы не было заложников, зачистку можно было бы провести за 3 часа.

Небольшие группы спецназовцев могут сделать больше, чем сотня бойцов, но нужно время.

Надо перекрыть границу. Если руководители самопровозглашенных республик могут свободно ездить в Россию и назад, это значит, что границы просто нет. Вопрос к руководителю пограничников: как машина Жириновского попала в Украину?

Почему боевикам известны планы наших военных?

- Нет спецсредств связи, большинство приказов отдают по мобильному телефону. Вторая причина - предатели среди своих.

Как оцениваете АТО?

-  К сожалению, мы учимся на своих ошибках, а не на чужих. Потенциал военных с опытом службы в "горячих точках" - в Ираке, Афганистане - не используют. Очень долго АТО возглавляли люди, которые не имели опыта в таких операциях. Общее руководство осуществлял человек, который знает работу спецназовцев. Некадровый военный не знает тактику применения армии, артиллерии или авиации. Когда противник наносит удары из "Града", то этим руководителям трудно координировать действия. Поэтому не работают на опережение, имеем большие потери.

Что надо менять в Вооруженных силах Украины?

-  У нас есть современные разработки военной техники. Но их брали только для того, чтобы зафиксировать факт - взяли на вооружение. Потому что иностранные заказчики тогда лучше покупают оружие. Иначе возникают сомнения, что не очень качественная. Поэтому показательно брали на вооружение - чтобы эту технику продать за границу. Например, ночной вертолет Ми- 24 ПУ1, взяли на вооружение в 2012 году. Говорили, что такие закупят для армейской авиации Сухопутных войск. Ни одного нет. Так же взяли на вооружение самолет "Вита" для эвакуации раненых. Он один. Пока долетит до раненого, то должен уже быть в другом месте. Они должны быть на каждом аэродроме.

Наши военные имеют лишь пять-шесть новых БТР 4-Е. Поэтому солдаты на старые машины сами крепят защиту из солдатских кроватей. Это нерадивость командования. Командир, который сидит в мягком кресле с кондиционером, не может знать, что ребята под Славянском берут дождевую воду на чай. Чем отличается такой командир от террориста? Те хоть показывают свои лица, а этот тихо саботирует работу.

Постоянно появляется информация, что военным не хватает бронежилетов и касок. Чего еще не хватает?

-  Боевики стреляют из крупнокалиберных снайперских винтовок, пулями, которые пробивают бетонную плиту. А у наших - оружие, которому по 25-30 лет. Как вести боевые действия в темноте без приборов ночного виденья или тепловизоров? Ребята говорят: "Мы слепы ночью. Можем реагировать разве на шуршание".

А какая ситуация с другим обеспечением?

-  Возьмем качество летного обмундирования. Раньше носилось весь срок и замечаний не было, а теперь подкладка не выдерживает месяца, замки-застежки ломаются. Военные вынуждены покупать российскую, американскую, пакистанскую форму. Тех, кто был в горячих точках, легко узнать: песочный камуфляж и светлые берцы, которые хорошо носятся, быстро сохнут. В нашей обуви за месяц трескается подошва. Я такие ботинки храню дома, потому что их через два года надо сдать на склад, как и форму. Покупаю качественные за свои деньги. Шлемы и бронежилеты у летчиков - еще советские. Нет средств высотного снаряжения. Кислородная маска одна на двух-трех.

Это тянется годами. Люди молчат, потому что знают, что ничего не изменится. Вот наш Центр впервые со времени его создания возглавил "нелетчик", руководитель, который сам не летает. Потому что один чиновник в министерстве решил, что этой структурой может руководить человек без летного образования. Он не может нести ответственность за полеты. Кто ее будет нести - не понятно. Этим должна заниматься прокуратура, а она молчит. Мы с коллегами обращались, чтобы нам объяснили ситуацию. Получили короткий ответ: мы сами не соответствуем должностям, и в ближайшее время будет переаттестация.

Говорят, командование Вооруженных сил не владеет ситуацией в армии.

-  С середины 1990-х на руководящие должности назначили только тех военнослужащих, которые имели жилье в Киеве. Сейчас в руководстве Вооруженных сил люди, которые не служили за пределами столицы. Туда не попадали опытные командиры разных уровней. Во многих армиях, в частности в США, практикуют, что каждый генерал, независимо от должности, на одну-две недели становится в строй как рядовой, подчиняется сержанту. Так узнают о проблемах армии изнутри.

Вертолеты в зоне АТО летают без систем защиты

Виктор Лукиянчук родился в селе Комаргород Томашевского района на Винниччине. Закончил Саратовское высшее военное летное училище. Служил на Дальнем Востоке, Сахалине, в Афганистане.

В Украине окончил школу летчиков-испытателей. Служил в Государственном научно-испытательном центре ВС Украины под Феодосией в Крыму. После аннексии полуострова Россией переехал на материк. Сейчас Центр восстанавливают в Чернигове.

Летает на всех видах вертолетов, которые есть в украинской армии, и многих типах самолетов. При испытании отечественных модернизированных двигателей установил несколько рекордов - поднялся на вертолете Ми- 24 на высоту 6700 м, а на вертолете Ми- 8 - на высоту 8100 м.

В конце мая добивался встречи с министром обороны, когда узнал, что вертолеты в зоне АТО летают без систем защиты.

-  В одном из таких вертолетов погиб мой товарищ, - говорит полковник. - В 2006 году мы испытывали системы защиты вертолетов от ПЗРК. Если бы эти разработки были в зоне АТО, то во многие вертолеты не попали бы ракеты. Возможно, удалось бы сохранить и самолет Ил- 76, в котором погибли 49 военных. Рассказали это начальнику Генерального штаба. Оказалось, что закупленные системы защиты лежат на складах авиаремонтного завода.

Сейчас вы читаете новость «"Каждый генерал на одну-две недели становится в строй как рядовой"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть