вторник, 21 мая 2013 05:15

"Главной проблемой крымских татар остается земля"

Автор: фото с сайта www.investigator.org.ua
 

В Крыму прошли мероприятия в память о 69-й годовщине депортации крымских татар. Они завершились 18 мая митингом в память погибших.

Депортация была кульминацией долгой политики Российской империи и Союза относительно крымских татар. Еще в ХІХ веке очень многие татары оставили Крым, и уже тогда на полуострове произошли значительные демографические изменения, — рассказывает глава общественной организации Комитета по мониторингу свободы слова в Крыму журналист Владимир Притула, 48 лет.

Как строилась советская политика относительно крымских татар?

Сначала большевики согласились на создание автономии, которая и была крымскотатарской. Советское правительство хотело заручиться поддержкой Турции и Ататюрка. Начали открывать крымскотатарские школы, газеты, театры и тому подобное. Это дало ощущение расцвета культуры и общественной жизни. Но эту политику свернули в начале 1930-х годов, как и в Украине. Основная часть крымскотатарских интеллектуалов, элиты была уничтожена. Голодомора в Крыму не было, потому что тогда он принадлежал России. Хотя украинцы там жили, были третьей группой по численности.

До 1944 года все было разделено очень органично. Украинцы по большей части жили в северных районах, крымские татары — на юге, россияне — в больших городах. Был немецкий район, был еврейский, были сельсоветы армянские, греческие. В 1944 году всех (не славян. — "ГПУ") просто выселили из Крыма. Отбирали земли, имущество и раздавали переселенцам. Закрыли мечети, медресе, отобрали хозяйства — то, что мы сейчас называем бизнесом.

Как депортация повлияла на крымских татар?

Есть и негативы, и позитивы. В начале ХХ века существовало довольно много этнических подгрупп татар. Среди них выделяют три большие — ногайские степные татары, горные и южнобережные. Они отличались очень существенно наречием, обычаями, традициями. Они долго и скучно дискутировали, какой диалект выбрать за основу литературного языка. Этот процесс очень быстро прервали сталинские репрессии. В депортации, в Узбекистане крымские татары очень перемешались. Перестали отмежевываться один от другого, потому что больше не существовало замкнутой среды каждой группы. Крымские татары стали единым этносом.

Но усилилось обрусение.

Да. Родной язык не изучали в школах. На нем разговаривали только в семье. Не было газет, книг — ничего. Крымские татары не шли в узбекские школы, потому что не понимали язык. Шли в русские.

Ремесла по большей части не сохранили. Их начали возрождать лишь с 1990-х годов, уже по возвращении. В Бахчисарае создали школы традиционного шитья, ковроделия. Делают традиционные ювелирные изделия. Однако это уже этнография для туристов, а не массовое явление, как, например, популярные сейчас татарские кофейни или ресторанчики.

Реально ли говорить о создании крымскотатарской массовой культуры?

Массовую культуру формируют под воздействием образования. И если на 1944 год существовало больше 100 крымскотатарских школ, то сейчас — 17. Причем на крымскотатарском преподают только в начальной школе. А дальше на русском или украинском. Сейчас хотят увеличивать их количество, потому что этого требует молодое поколение татар. Оно активнее. Считает, что старшие вернули их в Крым, построили дома, дали образование — теперь задача молодежи возродить язык и культуру. Их родители не имели такой возможности — сами потеряли, и молодежь не научили. Но это долгий и тяжелый процесс. Потому что государство этого не поддерживает.

Всплеск крымскотатарской массовой культуры был в начале 2000-х. Появилось много молодых музыкантов, фольклорных и современных. Они ориентируются скорее на турецкие образцы.

Какое место татар в экономике полуострова?

По большей части, это малый бизнес, перевозки, торговля. Все популярнее татарские рестораны, зеленый туризм. Но большинство работают так же, как украинцы или россияне.

Что произошло с другими депортированными народами?

Армяне, болгары, греки, немцы частично начали возвращаться в конце 1980-х. Но немцы выезжали в Германию, а большинство болгар и греков спустя несколько лет после независимости тоже начали выезжать на свою родину. С армянами несколько иначе. Большинство современных армян Крыма — беженцы от войны на Кавказе.

Как славяне Крыма относятся к татарам?

Конфликты бывают, но уже стенка на стенку не идут. Все понимают, что жить вместе. Единственная проблема — земля. Татары хотят вернуть себе земли, которые они имели до депортации. Но они по большей части жили на Южном берегу. По возвращении их туда не пускали, не прописывали. И они поселились в степных районах. Теперь власть раскалывает татар вопросом земли. Предлагает новые территории. Одни соглашаются, а другие требуют вернуть старые.

Как теперешняя власть обращается с крымскими татарами?

Политика "донецких" заключается в зачистке политического пространства. Уже подчинили себе милицию, бизнес, все пророссийские организации, коммунистов, нацменьшинства. Единственное, что осталось — Меджлис крымскотатарского народа. Власть пытается их расколоть или дискредитировать.

Сейчас вы читаете новость «"Главной проблемой крымских татар остается земля"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

11

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть