Ексклюзивы
пятница, 18 августа 2017 06:55

Генштаб надо укомплектовать из боевых командиров

 

- Если бы в 2014 году у нас, кроме регулярной армии, были еще добровольческие подразделения из гражданских во всех областях - силы территориальной обороны, как в странах Балтии, Финляндии и Польши, война закончилась бы за считанные часы. Это не поздно и сейчас организовать, - говорит ветеран российско-украинской войны 44-летний Евгений Дикий.

- Угроза войны с Россией еще совсем не нулевая. Хотя этот сценарий уже не так вероятен - они потеряли шанс. Если бы Кремль ударил в полную силу три года назад, не знаю, где бы мы их остановили. Может, по Днепру.

Почему Москва потеряла тогда возможность?

- Надеялись не попасть под санкции. Они до августа 2014-го верили, что удастся откусывать по области, не "засвечивая" участие своих регулярных частей. Хотели обойтись силами спецподразделений ГРУ, инструкторов и добровольцев.

Кроме того, Михаил Зурабов (посол РФ в Украине в 2009-2016 годах. - ГПУ) уговорил Москву признать президентские выборы 25 мая, то есть легитимность новой власти. Убедил, что та сдаст Крым, Донбасс - лишь бы был мир. Тогда Кремль отозвал решение Госдумы о праве россиян использовать армию на нашей территории.

Вы считаете, что первый час гибридной войны - залог победы.

- Тогда надо было осознать: все равно, кто против нас - зеленые человечки или местная "вата". Это - акт военной агрессии, и реагировать следует жестко. Мы это время упустили.

Реагировало общество. Поэтому Одесса - украинская, а не "главные морские ворота Новороссии". В Николаеве и Херсоне население снесло российские лагеря. Мариуполь освободили несколько десятков добровольцев. Теперь это - мирный город. А мог быть, как Авдеевка.

Если бы действовали решительно, когда оккупанты захватывали админздания, избежали бы тысяч жертв. Харьков - единственный город, который отстояла власть, а не народ. Это был вопрос персонального престижа министра внутренних дел Арсена Авакова (возглавлял Харьковскую облгосадминистрацию в 2005-2010 годах. - ГПУ). Стянул туда все, что осталось от деморализованного после Майдана МВД. Этого как раз хватило, чтобы защитить Харьков. И не хватило на Донецк и Луганск.

Абсурдно думать, что внешнюю военную агрессию можно отразить полицейскими силами. Это была ключевая ошибка. Наша власть колебалась, называть это войной, до августа 2014-го. Тогда было уже невозможно не видеть армию.

Как трагические события в Иловайске повлияли на ход войны?

- Когда зашли регулярные части вооруженных сил РФ - наш фронт посыпался. Эта сложная травма имела несколько измерений. В плане национального унижения - что мы не способны с таким врагом, как Россия, воевать. Ее той же осенью своей кровью "откупили" киборги. Смысл обороны Донецкого аэропорта был именно в этом. Он не имел стратегического значения. Но те жертвы были не напрасными. История обороны аэропорта переломила национальную психику со страшного комплекса, ужаса поражения от России - в чувство достоинства и способности к серьезному сопротивлению. Дальнейшие события на фронте этот эффект утвердили. Прошли несколько этапов. Иловайск - полный разгром, ужасные жертвы. Затем Дебальцево - длительная успешная оборона, серьезные потери противника, наш организованный выход. И наконец Марьинка, где не пропустили врага.

Вторая сторона травмы - трудно развивать армию при тотальном недоверии к ее верхушке. Исправить ее можно, только убрав "великих полководцев Муженко-Иловайских". Они должны ответить за тогдашние действия. Я не считаю их предателями. Это, скорее, было полное несоответствии занимаемым должностям. Непонимание боевой обстановки и глупые действия привели к огромным жертвам. Поэтому должны лететь погоны. У кого очень большие предыдущие заслуги - почетные отставки.

Кем замещать?

- Можно укомплектовать новый Генштаб из боевых командиров - комбригов, комбатов. Но их не подпускают на этот уровень.

Там до сих пор сидит паркетный генералитет, который 25 лет уничтожал вооруженные силы. До осени 2014-го это была УБА - Украинская бумажная армия. Набор оставленных от СССР складов, охрана при них и иерархия, место в которой позволяло эти запасы распродавать: генералу - много, полковнику - меньше, прапорщику - немножечко. Теперь прошла селекция. Значительное количество офицеров среднего звена этой фиктивной армии не выдержали войны, разбежались по отставкам.

А оказалось, что были и настоящие офицеры в ненастоящий армии. И на войне они себя проявили. Недостаток кадров собой закрыли "пиджаки" - мобилизованные офицеры запаса, обученные на военных кафедрах гражданских вузов. Они преимущественно удержали линию фронта в 2015-2016 годах. Многие из них остались делать военную карьеру.

На уровне взводов, рот, батальонов и уже даже бригад наша армия - боевая и профессиональная. А над ней сверху висит глупая надстройка. Недееспособна верхушка - до сих пор полный совок. Если сейчас ее подвинуть и дорастить снизу новую, у нас будет одна из лучших армий в Европе.

Сколько времени на это надо?

- Процесс приостановился. Потому что дальше нужна команда верховного главнокомандующего. А он пока держится за Виктора Муженко (руководитель Генерального штаба. - ГПУ), Степана Полторака (министр обороны. - ГПУ) и всю эту братву. Стимулом для замены высшего армейского руководства может стать серьезное обострение на фронте. Или все более настойчивые советы союзников НАТО. Они довольны уровнем нашей воюющей армии, однако им надоедает работать с такими Минобороны и Генштабом.

Живой пример - Литва передала Украине несколько тонн советских боеприпасов. В частности, калибр 12,7 для пулеметов - дефицитный на фронте. Сложнее всего было сделать, чтобы украинская сторона их забрала. Закончилось тем, что Литва сама организовала транспорт и привезла патроны.

Готовят закон о возобновлении суверенитета над Донбассом. Пора заканчивать АТО и переходить к новому формату защиты от агрессии России, говорит секретарь Совета нацбезопасности и обороны Александр Турчинов. Каким должен быть закон?

- Он имеет два блока. Первый - Донбасс признают оккупированной Россией территорией, приравнивают его к Крыму. Есть прямой контроль РФ - она и несет правовую, имущественную и иную ответственность за все, что там происходит.

Эту часть согласовали с Западом, получили полную поддержку. А дальше, как водится в Украине, - тихо долепили вторую половину. Там говорится о введении военного положения на неоккупированных частях Донецкой и Луганской областей. После этого одним росчерком пера военное положение можно распространить на любую область, которая считается под угрозой. А это уже серьезно. Например, где-то не по плану пойдут выборы. Можно взорвать автомобиль и распространить военное положение на этот регион (в этот период нельзя проводить выборы президента и Верховной Рады. - ГПУ). Этот момент вызвал беспокойство у западных союзников. Поэтому закон не вынесли на голосование на последней сессии.

Закон создает правовые условия для силового освобождения Донбасса. Однако для реализации этого сценария нужны также условия военные и политические. Сегодня наша армия способна реализовать силовой вариант. С политическими обстоятельствами пока не сложилось. Общество готово, но нет достаточной воли у Администрации президента. А в Верховной Раде такой путь могут заблокировать оппозиционные силы. К этому также не готовы наши союзники. США "созревают" быстро, с европейцами значительно труднее.

Командовал ротой в "Айдаре"

Евгений Дикий родился в Киеве в 1973 году.

С 1989 - член Украинского Хельсинского союза. Участник революции на граните. 1991 год - командир Украинского добровольческого отряда в Литве во время событий в Вильнюсе. Тогда советское руководство силой попыталось вернуть республику, которая вышла из состава СССР.

В 1995 участвовал в первой русско-чеченской войне как руководитель гуманитарной миссии.

Кандидат биологических наук. Преподавал в Киево-Могилянской академии.

Участник Оранжевой революции и революции достоинства. В 2014-м воевал добровольцем на Донбассе, был исполняющим обязанности командира роты батальона "Айдар".

В 2015 году по заказу Литовской военной академии написал книгу "Гибридная война России: опыт Украины для стран Балтии". Издали на трех языках, по ней теперь обучают балтийских офицеров.

Из армии уволился по инвалидности. Работает по специальности в Одессе - в Украинском научно-исследовательском противочумном институте им. Ильи Мечникова и украинском научном центре экологии моря. Член правления Общества ветеранов АТО.

Сейчас вы читаете новость «Генштаб надо укомплектовать из боевых командиров». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть