вторник, 15 марта 2016 07:25

"Еще немного, и начали бы бордюры белить. Не война, а армия какая-то"

— Когда все началось, не понимал, зачем мы нужны в АТО. Хотят "автаномнасти" — и черт с ними. Переломным моментом стало, когда ранили друга, который поехал на фронт еще в мае 2014-го добровольцем, — говорит 24-летний Виталий из села Хотов на Киевщине с позывным "Ветер".

Пока служит на контракте, просит не называть фамилию. Он — повар-кондитер. Работал в ресторанах Киева. На Евро-2012 подрабатывал поваром в фан-зоне, получил грамоту за креативность. Перед войной готовил кофе в мобильной кофейне. Бесплатно угощал активистов, был участником Майдана.

— Когда сгорел Дом профсоюзов и с потолка лилась вода, мы с друзьями пошли в подвал, — вспоминает. — Какой-то парень попросил о помощи. Дошли с ним до самого низа лестницы и увидели мужчин в шлемах "Беркута" с палками. Начали сдвигаться назад. Но тот, кто нас привел, заградил проход. Завязалась драка, кто-то взорвал газовую гранату. В слезах и со свистом в ушах мы убежали, чтобы известить побратимов. Когда вернулись, никого уже не было.

Выглядит уставшим, но руку жмет крепко. Заказываем кофе.

Как попали в АТО?

— Помню как сейчас. Это был август 2014-го. Понимал, что больше не могу сидеть без дела. Несколько раз навещал побратима в госпитале, спрашивал, чем могу помочь. Тот каждый раз говорил: "Нужны падшие женщины и билет до Вегаса". Закуривал, смотрел прямо в глаза и ждал реакции. Когда смог ходить, отвел меня в волонтерский пункт при госпитале. Шутил, что сдал в рабство за банку консервов и пакет галет. Так я стал волонтером.

В сентябре поехал с первой гуманитарной миссией в Счастье, на Луганскую ТЭС. В первый раз вдохнул запах пороха и войны. Решил, что вернусь сюда с оружием в руках. Должен отомстить за товарища. Только так можно стать мужчиной. В Киеве навел справки об айдаровской "учебке", которая как раз открывалась на Закарпатье. Там начал осваивать снайперское дело. На фронт должны были ехать через месяц. Но выезд перенесли, потом еще раз. А потом еще. Почему — не знаю. Мое терпение закончилось в марте 2015-го. 23 апреля был на контракте в 93-й механизированной бригаде.

Быстро поехали на фронт?

— Почти сразу. Уже 11 мая пережил артобстрел и получил контузию. Мы только заменили 11-й батальон на шахте Бутовка. Не успели оглянуться, как началась канонада. Я стоял на втором этаже админздания. От шока прыгнул в окно. Хорошо, что упал на побратима, который пробегал под окнами. Поэтому ничего не сломал. Долго еще смеялись с этого случая. Когда падал, случайно выдернул кольцо гранаты, которая упала за несколько метров от нас. Не помню, как это произошло. Хорошо, что увидели и что она из подсумка выкатилась. Вместе отползли подальше от здания. Было очень страшно и громко. Несколько дней почти ничего не слышал.

Лечились?

— Уехать с фронта из-за небольшой головной боли? Это несерьезно. Дальше началась рутина. В конце мая немного повоевали на позиции "Зенит", в нескольких километрах от Спартака. Там уже стояли боевики, которые иногда заходили к нам на шашлычок, — улыбается. — Бывали артобстрелы, но редко. Бойцы от безделья начали превращаться в "пятисотых" аватаров (пьяниц. — ГПУ). Поэтому в сентябре 2015-го перевелся в 25-ю воздушно-десантную бригаду. "25-ка" — элита Вооруженных сил. Говорили, что вот-вот будут вести бои в центре Донецка. Опять начались вышколы, учебные выезды. Через несколько месяцев понял: не так уже и плохо было в 93-й. Десантура стояла ну очень далеко от линии столкновения. Казарма, построение, наряды. Еще немного, и начали бы "поребрики" (бордюры. — ГПУ) белить. Не война, а армия какая-то, как в комедийных сериалах.

Как семья отнеслась к решению пойти служить?

— Никому не говорил. У меня есть только мать, не очень общаемся. Имеем разные взгляды. Узнала о моей службе, когда поехал в Киев в госпиталь подлечиться. Пользуясь перемирием и бездеятельностью "25-ки". Прошел полную диагностику. Лучше бы не проходил. Теперь должен увольняться из войска по состоянию здоровья. Ожидаю решения врачебной комиссии, но это формальность. Не скажу диагноз, но светит третья группа инвалидности. Нужно было ту контузию сразу лечить, — надолго замолкает и задумывается. Предлагает выйти покурить.

Что будете делать дальше?

— Попытаюсь получить компенсацию за инвалидность, клочок земли и двух рабов, — улыбается. — Буду жить. Это трудно. На какую-то крысу работать, которая здесь в тылу бока отъедала, не смогу. Пытаюсь делать свой бизнес. Начал шить пуфики — бескаркасную мебель. Потратил немного денег на материал и машинку для шитья. Продал уже больше десяти. Цены разные — от 500 до 1000 гривен. Живу пока в хостеле для ветеранов АТО. Это неподалеку от метро Выдубичи, на промзоне. Проживание бесплатное. Условия плохие, но после фронта кажутся люксом. Может, когда-то завод открою и куплю дом — кто знает.

Коротко

Национальная полиция усилит свои подразделения в Авдеевке. Туда направят сведенный отряд сотрудников уголовной полиции. Об этом сообщил начальник Нацполиции Донбасса Вячеслав Аброськин. Это связано с возобновлением боевых действий на околицах Авдеевки и угрозой проникновения диверсионных групп боевиков ДНР в город.

СБУ вызвала на допрос главу террористической организации ЛНР Игоря Плотницкого. Он обязан явиться 17 марта в Главное управление СБУ в Киеве. Там ему должны сообщить о подозрении, допросить как подозреваемого и ознакомить с материалами уголовного осуществления.

23 погибших и 34 раненых боевиков доставили в больницы Донецка из-под Авдеевки. Об этом сообщило Главное управление разведки. Для усиления передовых подразделений боевиков, которые понесли существенные потери, из России во Ясиноватую отправилась военная техника — четыре грузовика с личным составом, около 90 бойцов, четыре — с боеприпасами к танкам и 120-миллиметровым минометам, шесть БМП.

400 000 жителей Донбасса остались без воды в результате провокации боевиков, сообщает штаб АТО. Это могло привести к эпидемии дизентерии и гепатита. Донецкая фильтровальная станция находится на территории, подконтрольной ДНР. В этом районе нет ни одного подразделения ВСУ. Украинские войска также не делают попыток захватить объект.

19 раз боевики самопровозглашенной ДНР обстреляли работников, которые ремонтировали газопровод Марьинка — Красногоровка. Об этом сообщила пресс-служба украинской стороны Общего центра по координации и контролю. Стреляли из крупнокалиберного пулемета, снайперской винтовки и гранатомета. Гражданские лица не пострадали, однако работы прекратили.

18 снарядов упало на украинские позиции поблизости Авдеевки 13 марта. Об этом рассказал спикер штаба АТО Сергей Жмурко. По всей линии было 20 обстров из минометов разных калибров. Девять из них — поблизости Авдеевки. Четыре раза российские наемники использовали мощную артиллерию калибром 122 мм Стреляли также на Светлодарской дуге, поблизости Троицкого, Майорска, Новгородского, Песков, Опытного и Невельского. Боевики вели огонь из гранатометов, пулеметов большого калибра и стрелкового оружия.

Сейчас вы читаете новость «"Еще немного, и начали бы бордюры белить. Не война, а армия какая-то"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть