У 4-летней Дианы Бережок из Черкасс редкий диагноз — преждевременное половое созревание. Раз в три месяца ей нужно колоть французские лекарства — гормон дифирилин. Одна ампула стоит больше 5 тыс. грн.
Диана с матерью 26-летней Наталией живут в трехкомнатной квартире на третьем этаже.
— Это квартира родителей моего мужа. Мы с ним разведены. Но все здесь живем, — Наталия проводит в самую маленькую комнату — ее с дочерью.
Слева два кресла — одно напротив другого, застелены одеялом. Это кровать Дианы. Под окном стоит диван, дальше шкаф. На столе — светильник и довольно много мягких игрушек.
— Моя самая любимая, — Диана показывает небольшую куклу, кладет ее в игрушечную розовую колыбель. — Называется маленький ребеночек.
Наталия открывает папку с документами о болезни дочери.
— Заболевание у Дианочки заметили в пять месяцев. У нее уже тогда увеличилась грудь. Назначили таблетки. Я давала до года и вижу, что они не помогают, а ребенок становится нервным. Тогда эндокринолог направила нас в Киев в Институт эндокринологии. Потом Диану обследовали в Охматдете. У нее нарушен гормональный баланс. Из-за этого кости рук развиваются где-то на полтора года быстрее. Врачи сказали, что Диане нужно колоть дифирилин. Потому что без него она может перестать расти, могут пойти месячные.
— В больнице с таким диагнозом лежала 3-летняя девочка. У нее дважды были месячные, — говорит сквозь слезы Наталия. — Дианочка часто жалуется, что болит возле пупа. В жару мы не выходим на улицу, потому что она задыхается. Точной причины диагноза нам не говорят. Это может быть и врожденным, и экология.
Наталия сажает Диану на диван, поднимает спортивную кофту.
— Покажи животик, — просит. У девочки увеличена грудь. — Такая должна быть в 13 лет. Грудь по-прежнему увеличивается. Гормон нужно давать до 10 лет. А там будет видно. Диане дали инвалидность.
Наталия Бережок получает на дочку 627 грн социальной помощи. Отец — безработный, деньгами не помогает.
— Из горисполкома пообещали перечислить разовую помощь 200 гривен. Звонила по горячей линий Юлии Тимошенко. Пришел ответ, что на лечение детей с преждевременным половым развитием закупка лекарств за средства государственного бюджета не предусмотрена.
Я прописана в Золотоношском районе в Песчаном. В райбольнице ответили, что помочь не могут. Здесь, говорят, все такие бедные. Обращалась в штаб Януковича в Золотоношу. Там хорошая женщина сказала, что отправила письма в разные фонды. Нужно ждать. Я подрабатываю на базаре, в день могу принести 30 гривен. Откладываю. Но 5 тысяч каждые три месяца набрать не могу, — плачет Наталия Бережок. — Если кто-то может помочь, позвоните 063 88 99 754.
Лекарства нужно колоть до 10 лет
Преждевременное половое созревание бывает у детей обоего пола. Рано активируются отделы мозга, контролирующие дозревание гонад, — яичников у девочек и яичек у мальчиков.
Болезнь может появиться из-за опухоли головного мозга, перенесенных инфекционных заболеваний, травм, спровоцировавших кровоизлияние, — объясняет 42-летняя Наталия Погадаева из Центра эндокринной хирургии и трансплантации эндокринных органов и тканей. — Но причина может быть и не установленная. Ребенку это грозит, в первую очередь, психологическими проблемами. Потому что он развивается не так, как другие, и будет чувствовать себя неловко. Гормоны выделяются так, как у взрослых. Потому и половой контакт может состояться раньше, чем можно. Кроме того, гормоны могут закрыть зону роста и ребенок останется невысоким — до метр 45 сантиметров. Препарат дифирилин удерживает закрытие зон роста и сдерживает половое развитие. Его нужно применять до 10–11 лет, когда начинается естественное половое созревание.
Комментарии