"Началось все четыре года назад, — рассказывает 58-летний Леонид Чайковский из райцентра Гайсин Винницкой области. — Жена меня чуть не выгнала из дома, когда я почти все деньги вложил в свалку. Коллеги и родственники крутили пальцем у виска".
Чайковский работал главным венерологом района. Владельцем единственной в регионе частной свалки стал после разговора с бывшим городским головой.
— Подвозил как-то его, а он жалуется: "Некуда мусор сыпать, хоть плачь". Я и говорю: "Давай сделаю частную свалку". Он обрадовался: "Давай". Я и взялся.
Чайковскому выделили 7 га земли в 10 км. от райцентра.
— Гайсину этого на 100 лет хватит, — заверяет мужчина.
На создание свалки он потратил около 35 тыс. грн.
— Заплатил за аренду, оформление различных разрешений, подготовил землю — утрамбовал, осыпал. Купил трактор. Но это еще недорого. Вот в Баре (райцентр на Виннитчине. — " ГПУ") местной власти новый полигон для мусора обошелся в 200 тысяч гривен. Вообще "мусорный" бизнес — намного лучше копейка, чем пенсия главного врача, — объясняет Чайковский. — Я уже дедушка. У меня трое детей, четверо внуков. Крутиться как-то нужно.
Получают ежемесячно около тысячи гривен
Вложенные деньги мужчина вернул за год.
— Значительно больше нервов на все это потратил, — жалуется. — Но главная проблема — никто не хочет на свалке работать. Говорят, не престижно. А я, врач, работаю.
Сейчас на свалке четверо людей собирают в отходах металлолом, стекло, макулатуру. Потом сдают в пункты приема. 30 процентов заработанного отдают владельцу, а остальные оставляют себе. Получают ежемесячно около тысячи гривен. Это почти в два раза больше, чем средняя зарплата в Гайсине.
14-летний Федько говорит, что ему в последнее время везет. Парень зарабатывает за неделю по тысяче.
— Много железа попадалось, — объясняет.
На мусорник Чайковского отходы вывозят главным образом предприятия. Им это выгоднее, чем везти на коммунальные свалки. Платят по 2,5 грн за кубометр мусора. В Виннице за тот же объем нужно выложить 9 грн 80 коп.
— Мы не даем предприятиям разрешения на работу, пока не заключат соглашения с городской свалкой, — говорит врач по гигиене труда Гайсинской районной санэпидемстанции Светлана Колодийчук, 31 год.
С частных лиц владелец новой свалки плату не берет.
— Их заставь платить, так специально тебе под забором кучи выгрузят, — объясняет и добавляет: — Если власть хочет, чтобы местность была чистой, а свалки прибыльными, нужно отдать их в частные руки. Только законодательство нужно поправить, чтобы штрафы были за мусор на дорогах и в посадках.
Предприниматели не хотят платить за вывоз мусора — легче выбросить где-то в лесу.
— Чтобы такого привлечь к ответственности, нужно трех свидетелей, составить протокол. Если комиссия решит, то он может заплатить штраф — семнадцать гривен, — возмущается мужчина. — Из пятидесяти случаев в прошлом году лишь трое заплатили.
Комментарии