— Все началось 6 августа. В Курахово приехал Семенченко (командир батальона "Донбасс", сейчас народный депутат Семен Семенченко. — ГПУ). Сказал, что нужно зайти в Иловайск и перекрыть узел поставок из России, — рассказывает один из командиров батальона 52-летний Тарас Костанчук с позывным "Бишут".
Вспоминает события августа 2014-го, когда начались бои за Иловайск.
— Мы поехали на автобусах. Переночевали возле штаба Руслана Хомчака (командир оперативного командования "Юг", руководил операцией по освобождению Иловайска. — ГПУ). Он сказал, что точной информации о силах врага нет. Мол, отправил две разведгруппы, но их обстреляли, вернулись ни с чем. По приблизительным данным, там было до сотни боевиков.
Мы решили провести разведку боем. Осторожно подступить, как делали это в Попасной и Лисичанске.
Как началась операция?
— На рассвете 10 августа выдвинулись двумя колоннами. По правому флангу шел батальон "Шахтерск", человек 30–40. За ними — небольшая группа "Правого сектора" и "Азова". Прикрывали нас справа, потому что там была густая "зеленка".
Я возглавил ударную группу — 150 наших плюс пару десятков из других батальонов, в частности взвод из "Днепра". Впереди БТР.
Так дошли до моста перед Иловайском. Нас обстреляли из гранатометов и стрелкового оружия. Залегли над дорогой, БТР обработал засаду из пулемета. Пять боевиков уничтожили, захватили их гранатомет и много автоматов. Остальные убежали в бронированном автомобиле Ощадбанка, который отжали в городе.
Мы продвинулись еще немного. У БТРа заклинил пулемет, а за ним и двигатель. Бронированный КрАЗ оттянул его, отремонтировали и пошли дальше.
Навстречу стреляли из автоматов. Через час мы потеряли связь с "Шахтерском". Левый фланг контролировали — там поле, его прочесала наша разведгрупа. Не знали, что происходит по правому флангу. Я дал команду высунуться туда отделению разведки "Купол" — это подразделение "Донбасса" из десантников и афганцев. Они увидели людей возле города. Те начали стрелять. "Купол" вступил в бой, на помощь пошло еще одно отделение.
От выстрела в голову погиб наш боец "Самолет". Командира "Купола" ранили в руку. Я приказал им отойти.
Сам повел группу забирать тело "Самолета". Железнодорожные пути были заставлены вагонами. А за ними — бетонная стена. За ней стояла группа кадыровцев. Они вели бой профессионально — все обстреляны. Я взял двух бойцов с РПГ (ручной противотанковый гранатомет. — ГПУ), группу прикрытия из стрелков. Но тело "Самолета" кадыровцы уже забрали за стену. Мы набросали им гранат и отошли к батальону.
Начали опять колонной продвигаться вперед.
Где понесли наибольшие потери?
— У БТРа закончился боекомплект. Нужно было еще снарядов для "зэушки" (зенитная установка. — ГПУ), которой расчищали дорогу. Четверо бойцов на БТР поехали пополнить запас. У моста нарвались на засаду. Я выехал на помощь двумя бронированными пикапами с пулеметами. Когда доехал, трое уже погибли, четвертый лежал раненый.
Под мостом мы нашли 100 килограммов взрывчатки и шнур, который тянулся наверх. Диверсанты отошли. Они хотели взорвать мост, чтобы отрезать путь и уничтожить весь батальон.
Мы продвинулись вперед еще немного. По правой стороне видели завод, по левой началась "зеленка". Впереди — блокпост. БТР подтянулся с боекомплектом. Только он возглавил колонну, как из блокпоста открыли огонь.
Они уже знали, что я командир. Начали работать снайперы, пули летали близко. Я приказал всем залечь в "зеленку". Двух афганцев отправил в разведку. Они подошли к самому городу. Густая "зеленка" ребятам показалась подозрительной, наугад бахнули туда из "подствольника". И посадка ожила — все поднялось, зашевелилось. Там были сотни кадыровцев и боевиков в маскировочных сетках. Начался шквальный огонь. Одновременно поливали с правой стороны, с индустриальных зданий. И в лоб — с блокпоста.
Я приказал отойти.
Бог нас видел, потому что при отходе никого не ранило. Поняли, что в Иловайске не сотня боевиков. И что они воюют продуманно. Этот вывод стоил четырех убитых и двух раненых.
Где были подразделения, с которыми потеряли связь?
— Они получили встречный огонь. Тогда погиб муж Татьяны Черновол (активистка Майдана, народный депутат. — ГПУ) Николай Березовой и боец "Азова" 27-летний Андрей Дремин из Тернополя.
Батальон "Шахтерск", встретив огонь, убежал. "Азов" и "Правый сектор" залегли.
"Правый сектор" захватил в плен нескольких боевиков. Мы договаривались обменять их на тело "Самолета". Но "Правый сектор" отказался — потому что нарвался на боевиков, которые их расстреляли.
Тело "Самолета" забрали через несколько месяцев.
Как планировали освобождение Иловайска?
— Руслан Хомчак дал команду Вооруженным силам зачистить окружающие села. Оттуда пришли диверсанты, которые должны были взорвать мост. Мы планировали массовый штурм. Подтянулись подразделения, танки, БТРы, БМП. Чтобы ударить по Иловайску с трех сторон.
Не удалось, потому что у кое-кого не хватило ума и правильных решений.
Как вас ранили?
– 19 августа заводил диверсионную группу из 76 бойцов в тыл врага. Мы захватили левую сторону Иловайска. Хотели помочь тем, кто бил в лоб и по правому флангу, — "Правый сектор", "Днепр" и Вооруженные силы.
Мы зашли в центр города. Пуля попала мне в голову. Жизнь спас шлем. Была трещина основания черепа. Пулю из головы вытянул сам и три недели обрабатывал рану.
Был ранен, поэтому через так называемый коридор из окружения не выходил. Выбрался 11 сентября через Донецк. Со мной был боец с простреленной ногой. Он не двигался. Я кормил его, поил и обрабатывал раны. Нам помогли местные патриоты.
12 бойцов погибли 10 августа, в первый день боевых действий за Иловайск.
459 бойцов погибли в Иловайском котле, ранения получили — 478. Точное количество пропавших без вести не установлено.
3500 российских кадровых военных окружили Иловайск в августе 2014 года. Их усилили 500 боевиков.
13 августа в Степановку вошли российские танки
6–7 августа вступить в Иловайск попытался батальон "Кривбасс" по приказу генерала Хомчака. Подразделение усилили двумя танками, двумя БТРами и отрядом "Правого сектора".
В те же дни через Изварино в Иловайск зашли регулярные подразделения российской армии. 11 августа возросло количество обстрелов позиций 30-й бригады под Степановкой, возле границы с Россией.
Регулярные подразделения РФ захватили пропускной пункт "Мариновка" на границе, захватили село Дмитровку. 12 августа дошли до Снежного, объединившись с боевиками.
13 августа танковая колонна российских сил вышла на Степановку. 3-й батальон 30-й бригады самовольно оставил позиции.
С этого начался Иловайский котел.
Комментарии
1