Провинцию Мисионес, на северо-востоке Аргентины, называют по-украински. Она расположена на границе с Парагваем и Бразилией на берегу Параны — второй по длине после Амазонки реки Южной Америки.
Аргентина занимает седьмое место в мире по территории. Европейцы не хотели сюда переселяться. Тогда при испанском королевском дворе назвали новую территорию Аргентиной, то есть "серебряной", и пустили слухи, якобы здесь залежи серебра. Однако драгоценного металла не нашли.
В Аргентине повсюду поют, пьют мате. Напиток напоминает чай. Это молотые листочки и прутики дерева, чем-то похожего на лавр и на невысокую вишню одновременно. Заварку насыпают в калабос — большие чашки, выдолбленные из дыни, заливают кипятком и пьют через металлические трубочки бамби лья. Заливать мате можно и молоком.
На улицах всюду жарят мясо, колбаски чори сос и морси льяс. Люди веселые, вежливые и приветливые. Здесь не бывает ниже +20 градусов.
Водитель Евгений из Луганска живет в столице Буэнос-Айресе десять лет. Снимает пятикомнатную квартиру в центре за $500. Жена дома шьет одежду на продажу. Мужчина привозит ей ткани и развозит готовую продукцию. Машину купил в кредит — под 5% годовых.
Летим в провинцию Мисионес, где много украинцев в третьем -четвертом поколении. Они уже почти аргентинцы, но еще украинцы.
Главный город провинции — Посадас. Здесь всюду пальмы, белые невысокие деревянные дома.
Встречает нас житомирянка Жанна со своим мужем Диего. Он работает на местной телестанции. Жанна — домохозяйка. У них собственная квартира в центре Посадаса. Мы им привезли сала и черного хлеба. Здесь такого нет. Женщина радуется, словно ребенок.
Жанна знает украинца, который не в первом поколении живет в Мисионесе, — журналиста местного телевидения, коллегу ее мужа. Едем к нему домой — тоже с салом и черным хлебом. Он радуется не меньше.
Журналист плохо разговаривает по-украински, потому Диего переводит. Пьем мате. Хозяин говорит, что счастлив в этих тропиках — он здесь вырос и не представляет жизни без сорока градусов в тени. Узнаем, что крупнейший производитель аргентинского мате, компания "Романс", принадлежит украинскому миллионеру. Живет он в 70 км от Посадаса.
Связываемся по телефону с паном Михаилом Герулой и отправляемся на встречу с ним. Жанна рассказывает, что здесь среди богатеев почти все украинцы. Особенно среди фермеров. Они давно, когда земля была бесплатной, набрали ее столько, что теперь аргентинцы испанского и итальянского происхождения, да и индейцы, на них работают.
Дорога хорошая, придорожного мусора не видно. Здесь все частное — даже дорога. Проезжаем километров 40 — шлагбаум возле украинского ранчо. Опускаем 3 песо в автомат, а это — $1, и едем дальше. Трассу прокладывали по землям украинских землевладельцев, поэтому они согласились уступить только при условии, что она им будет принадлежать.
На заводе пана Михаила Герулы, а здесь его все называют сеньор Мигель, черные, будто смолой обмазанные, аргентинцы широко улыбаются и носят что-то в бумажных пачках. Хозяин — дородный мужчина в белой рубашке. Спрашивает о черном хлебе и о сале, но мы уже все раздали. Зовет к столу и наливает мате.
— Мой дед пек черный хлеб, — говорит. — А мы не печем, — потому что не умеем.
Его компания — один из двух мощнейших производителей мате.
Внук сеньора Мигеля не разговаривает по-украински, жена — тоже. А он хорошо говорит, но на старом наречии. Его прадед приехал сюда в 1927 году. Семья имеет много земли, которую засадили деревом джорба-мате. Это и сделало ее миллионерами.
— Землю получил еще мой прадед, — рассказывает сеньор Мигель. — Когда он приехал, в Аргентине людей было мало. Землю его семье отдали даром. Я доныне храню те бумаги. Их выдавали еще в Украине агентам. А здесь только каждый себе брал, где хотел. Выращивать только мате начал мой дед. Но миллионером он не был, а я стал.
В 12 км есть ранчо "Полонина". Мигель говорит, там живет его детский приятель Хосе. Его фамилия была Бойко. Он уехал в Парагвай. В Парагвае есть целые села, где живут лишь украинцы. Дети там разговаривают на с ме шанн ом языке — украинском-индейском-испанском.
Спрашиваем, хотел бы Мигель вернуться в Украину.
— Вернуться? — переспрашивает хозяин. — Как можно вернуться туда, где никогда не был? Я здесь родился, здесь чувствую себя дома, а об Украине слышал только по телевизору. Даже не представляю, как вы там живете.
В страну выехали 75 тысяч украинцев
Четыреста первых переселенцев из Западной Украины появились в Аргентине 27 августа 1897 года. Они поселились в провинции Мисионес. В 1897–1914-м сюда эмигрировали преимущественно крестьяне. Они брали с собой семью и свояков, хозяйственные орудия, иногда зерно для посева. В 1921–1939-м во второй волне эмигрантов было много рабочих, техников, воинов украинских освободительных движений, политиков. Следующий всплеск эмиграции пришелся на 1946–1951 годы ХХ ст. Тогда в Аргентину ехали квалифицированные рабочие, бывшие офицеры, инженеры, научные работники. Эти люди укоренились в городских центрах околиц Большого Буэнос-Айреса. Последнее оживление эмиграции началось в 1994-м. В целом в Аргентине поселились свыше 75 тыс. украинцев.












Комментарии
3