27-летний Тарас Яремчук, актер-аматер Львовского театра-студии "Під Мостом", две недели провел на самом большом острове Байкала — Ольхоне. Еще зимой львовских театралов пригласили поучаствовать в международном театральном проекте "Через границы". Оплатить нужно было лишь дорогу со Львова в Москву. Остальные расходы взяли на себя организаторы.
— Издавна на Ольхоне жили буряты. Сейчас их там приблизительно половина. Остальные — украинцы, белорусы, поляки, литовцы. На острове когда-то была колония, куда ссылали наших людей. Некоторые семьи не устояли перед величественной природой Байкала и остались там жить, — рассказывает Тарас.
Говорят, что байкальская природа — это что-то невероятное. По периметру остров покрыт высокими скалами. Иногда с них даже не видно земли — из-за постоянных туманов. Аборигены говорят, что глубоко в тайге растут реликтовые сосны, временами достигающие в обхвате пяти метров. Еще на острове можно встретить растение, похожее на нашу крапиву. Если к нему прикоснуться, впечатление такое, словно набросились сотни ос.
— Раньше там было много животных. В домах у местных жителей остались здоровенные рога изюбров — больших оленей. Говорят, еще недавно водились мустанги, соболя, собирались волчьи стаи. Во времена перестройки на Ольхон приезжали начальники — на охоту. Стреляли по животным из автоматов Калашникова. Больших зверей уже не осталось, однако до сих пор на покрытых пылью тропах Ольхона можно найти заржавелые гильзы, — продолжает Тарас.
Рыбаки пьют водку и очень агрессивно относятся к туристам
Некоторые ольхонцы зарабатывают деньги на туристах. Перестраивают двухэтажные деревянные домики, берут по шесть-семь долларов за ночлег. Столько же — за трехразовое питание. Ни горячего душа, ни удобных туалетов здесь нет. Зато есть настоящие российские бани.
Другие ольхонцы — рыбаки. Чаще всего ловят байкальского омуля — рыбу, которая водится лишь здесь. Местные жарят его на костре и продают по доллару. На выходных рыбаки пьют водку и очень агрессивно относятся к туристам, поэтому по вечерам лучше сидеть дома.
— Местные начинают пьянствовать с восходом солнца. Домики у них перекошены, никогда не знали ремонта, — рассказывает Тарас. — Картофель сажают как попало, даже не грядками, а мусор многие бросают просто под своим домом.
Мусор и вода — самые большие проблемы острова. Отходы на материк почти никогда не вывозили, потому приходится выдумывать разные способы, как от них избавиться — в основном, закапывают в лесу. Питьевой воды на Ольхоне нет вообще. Во дворах у местных жителей стоят бочки, которые раз в неделю заливают водой. Такая заправка стоит где-то 10 долларов. На Ольхоне географическая аномалия — там почти не бывает осадков. Даже зимой ольхонским детям нечем поиграть в снежки.
— Религия бурятов – шаманизм. Сейчас от него остались только воспоминания: столбы, увешанные разноцветными лентами, — священные места бурятов. При советской власти их религию, культуру и язык запрещали. Сегодня лишь некоторые из них помнят несколько слов на языке пращуров. До недавнего времени раз в несколько лет на остров съезжались шаманы со всего света. На острове находится Шаман-Гора — одна из наибольших святынь шаманизма, на которой в прошлом проводились ритуалы. Но туристы разрисовали гору вдоль и поперек, теперь она пестреет ругательствами. Больше шаманы на Шаман-Гору не приезжают, — Тарас вздыхает.
На острове функционирует небольшой краеведческий музей. Его работники ведут каталог стран, жители которых приезжали к ним на экскурсию. В последний раз украинцы на Ольхоне были в 2003-м. Чтобы попасть в этот чудо-мир, нужно выложить в среднем по $1000 с человека. Дешевле будет, если выбрать не самолет, а поезд. Но тогда в дороге придется провести около 10 дней.
Сырые бараньи почки на закуску
Гостей буряты угощают тарасуном — 10-градусным самогоном на молоке. Бродит он на коровьем помете. На закуску предлагают сырые бараньи почки. Самое популярное блюдо — позы. Это большие пельмени, сваренные на пару.
На острове живет 1,5 тысяч человек
Протяженность острова в длину 70 км и 15 км – в ширину. Половину его территории занимают голые скалы. Остальные части покрыты хвойной тайгой. На острове всего три маленьких села, в которых проживает полторы тысячи человек. Центр — поселок Хужир. Чтобы до него добраться, надо сначала плыть на пароме к острову, а затем еще 30 км ехать автобусом.












Комментарии