Высочайшим образцом журналистского мастерства для меня уже больше 20 лет остается заголовок, который появился в одной из донецких газет в октябре 1995-го. Тогда на стадионе "Шахтер" от взрыва погиб тогдашний владелец донецкой команды и еще немало людей. Заголовок был такой: "Хорошая мина при плохой игре".
Автор той заметки, фамилию которого я, к сожалению, забыл, и не догадывался, насколько он был прав. Потому что "плохая игра", которая велась тогда в Донецке, впоследствии перекинулась на всю страну. Началось с того, что заказчиков взрыва на стадионе никто не собирался искать. В те времена там чуть ли не ежедневно кого-то убивали, кого-то похищали, кто-то исчезал навсегда. Как следствие, уже через несколько лет подобные заголовки в донецкой прессе стали невозможными — ты или прославляешь "Шахтер" и его владельца, или тебя нет.
Правила "плохой игры" постепенно менялись — убивали все меньше, чаще покупали. Тем более, что денег было вдоволь. В конце 1990-х сформировалась целая очередь из бывших "независимых журналистов", которые стремились поработать на "донецких". Особенно много было желающих возвеличивать футбольную команду "Шахтер". Почему нет? Футбол же вне политики, не так ли?
Между тем выступления команды, почти полностью собранной из привезенных за безумные деньги иностранцев, проходили на фоне постоянных аварий на тамошних шахтах с десятками погибших. Возможно, когда-то подсчитают, в сколько шахтерских жизней обошелся каждый из иностранных футболистов, на которых тратили сотни миллионов долларов. Тогда об этом никто не думал. Все воспевали победы, уровень которых никоим образом не соответствовал вложенным в это средствам.
Сами же донецкие шахтеры обвиняли в своих бедах "бандеровцев". Те, по их мнению, лишили их достойных зарплат, условий для жизни и труда. Когда я в последний раз был в Донецке осенью 2009-го, ненависть ко всему украинскому просто висела в воздухе. Но и тогда мы этого "не замечали". Потому что не до того было — "плохая игра" уже расползлась по всей Украине. Мы еще не догадывались, к чему это приведет.
С каждым новым годом донецкого доминирования украинский футбол терял свои позиции. Постепенно единственной целью чуть ли не всех наших юных футболистов и их тренеров стало попадание на контракт в "Шахтер". После этого можно было ничего не делать. Так как все равно играть будут бразильцы. Поэтому мы имеем сейчас почти никому не нужный футбольный чемпионат со всем известным лидером, под которого подстраивают все, пренебрегая правилами и регламентами. Доигрались до того, что раздаем украинские паспорта бразильцам "для усиления сборной".
Мы будто не видим, что за этих бразильцев люди погибают теперь не в шахтах, а на войне, которая пришла к нам вслед за "плохой игрой". Конечно, мы видим все. Но вслед за политиками позволяем себя "ослепить", делаем вид, что в нашем футболе все честно и справедливо. А кое-кто даже болеет или делает вид, что болеет, за тех, кто больше всех платит. И будет платить, пока вокруг будет продолжаться эта "плохая игра", где футбол является лишь фоном намного более трагических событий.
Спросите, почему я все о "плохой игре" и ничего о "мине"? Потому что мины всегда приходят вслед за "плохой игрой". Они уже стали будничными для Донецка, которому давно нет дела до футбола. И все мы в действительности сидим на мине, которая может взорваться в любой момент. И так будет до тех пор, пока мы не прекратим эту "плохую игру", длящуюся уже больше 20 лет. И не только в футболе.
Комментарии