76-летний Виктор Тихонов — самый успешный тренер в истории советского хоккея. Он выиграл все возможные трофеи.
С легендарным тренером встречаемся в офисе московского ЦСКА. Кабинет его обставлен скромно — стол, два стула. За спиной у Тихонова карта мира, напротив — телевизор, немного справа — шкаф, на котором стоят спортивные трофеи. Хозяин в сером в клеточку костюме и свитере под пиджаком. Разговор начинает жестко.
— Опаздываете, молодой человек, — делает замечание. — Мы же с вами договаривались на одиннадцать, а сейчас уже половина двенадцатого.
Объясняю, что немного опоздал поезд. К тому же заблудился в малознакомой Москве. Но дисциплинированного Тихонова оправдания никогда не интересовали:
— Полчаса вы у себя украли. В двенадцать мнет надо быть в ГАИ.
Закончили разговор через 45 минут.
Как за последнее время изменился хоккей?
— Стало меньше талантливых игроков. Изменилась работа тренеров. В худшую сторону. Мы раньше работали значительно больше. В мировом хоккее доминирует североамериканская хоккейная лига (НХЛ). Что это? Исключительно концентрация лучших хоккейных сил мира. Они играют 82 матча регулярного чемпионата и дальше плей-офф. Даже тренироваться некогда. Как же совершенствоваться?
Работа какого тренера вам импонирует?
— Скотти Боумен — выдающийся специалист, выиграл 10 Кубков Стенли. В 1981 году мы обыграли их в финале Кубка Канады — 8:1. На послематчевой пресс-конференции журналисты спрашивают: мистер Тихонов, как вы оцениваете роботу Боумена? Несмотря на результат, говорю, Канада должна гордиться тем, что имеет Боумена. Скотти сразу улыбнулся, руку начал пожимать.
Правда, что из рижского "Динамо" в ЦСКА вас пригласил председатель КГБ Юрий Андропов?
— Да. В 1977-ом меня назначили наставником сборной СССР. Я еще в Риге работал. Заняли четвертое место, организовали торжественный вечер. Вел его известный комментатор Николай Озеров.
"Поздравляю вас, рижане, — говорит, — вашего тренера Тихонова назначили наставником сборной". Через неделю меня вызывает Шажков, начальник спорткомитета Министерства обороны. Предлагает взять ЦСКА. Я отказываюсь. Шажков настаивает на своем. Через час в его кабинете звонок. Шажков поднимает трубку, разговаривает и потом говорит мне: "Виктор Васильевич, тебя внизу ждет машина". Поехали на Лубянку. Андропов много не говорил и был категоричен. "Интересно работаете. Именно таким место в ЦСКА".
И я, и Третьяк от миллионных контрактов отказывались
С Брежневым встречались?
— И не раз. Его день рождения 19 декабря, в разгар турнира на "Приз "Известий". В правительственную ложу поднимались я и несколько хоккеистов — Васильев, Третьяк, Макаров. Дарили амуницию — шлем, свитер, рукавицы. Брежнев благодарил и говорил: "Ребята, я вам желаю победы, победы и еще раз победы".
В 1980 году в разгар холодной войны сборная СССР проиграла Олимпиаду хозяевам — американцам. Стоило ли вам менять Третьяка на Мышкина после первого периода?
— Я допустил ошибку и признал ее. Третьяк пропустил курьезный гол, а я руководствовался эмоциями. Ну, и меня подтолкнули на эту замену, — Тихонов отказывается конкретизировать. — После фиаско в Лейк-Плейсиди я подал в отставку. ЦК КПСС уговорил остаться.
Почему в 1981-ом вы не взяли на Кубок Канады Харламова?
— Валерий не был готов к турниру такого уровня. Авария, которая стала для Харламова смертельной, — третья в его карьере. После второй у Валерия совсем не работала голень.
Почти каждый член знаменитой пятерки Ларионова пошел против вас в конце 80-х. Не обижаетесь?
— Уже нет. Жизнь такая была. И в НХЛ все хотели во времена перестройки. А раньше и я, и Третьяк от миллионных контрактов отказывались. Хотя отец Федорова заверял меня, что его сын никогда не поступит так, как Могильный. Тот побежал за океан после чемпионата мира-1989 в Швеции. Федоров продержался год. И остался в США после Игр Доброй Воли в Сиэтле.
Правда, что Фетисов и Макаров конфликтовали? Читал, в 1985-ом Фетисова признали лучшим защитником чемпионата Европы, Макарова — лучшим нападающим. А Макаров буркнул под нос так, что все услышали: "Фетисову, этому пьянчуге, за что?".
— Ну, было такое. Ну зачем старое вспоминать? Люди сейчас в одном департаменте работают.
Какими были ваши отношения с Лобановским?
— Прекрасными. Встречались на базе в Новогорске. "Виктор, знаешь, почему тебя не любят?" — спрашивал он меня. И сам отвечал: "Потому что ты все выигрываешь". "А знаешь, Валерий, почему тебя не любят?" — "Почему?" — спрашивает Лобановский. — "А на хрена ты придумал выездную модель?" — и начинаем оба смеяться.
Возраст у вас солидный, но форму держите. Режим?
— Да. Не курю. Ем умеренно. Жаль, не бегаю два года. Ахилл повредил на ноге. Может, летом опять начну пробежки.
В 2004-ом сборная России под руководством Тихонова заняла десятое место на чемпионате мира.
— С молодыми тяжело работать, — вздыхает тренер. — Ковальчуку (один из лучших российских хоккеистов нового поколения. — "ГПУ") говорю во втором перерыве: "Илья, у тебя защитник подключается, будь внимательным в своей зоне". Ковальчук в третьем периоде дважды ошибается, команда проигрывает. После того сказал игроку: если буду работать дальше, в сборной тебя больше не будет. "Ты стар и ничего не понимаешь", — слышу в ответ. После матча гуляю по Праге, в три ночи возвращаюсь в гостиницу. Встречаю Касатонова. "Виктор Васильевич, вас Ковальчук ищет". Видеть его не хотел. Встретились в тренерской на следующий день. Хоккеист извинился: "Такого говорить не имел права. Молодой, дурак".
1930, 4 июля — родился в Москве
1942 — на фронте погиб отец
1971 — стал тренером рижского "Динамо"
1977 — стал главным тренером ЦСКА
1981 — сборная СССР под руководством Тихонова выиграла Кубок Канады
1984 — умерла мать
2003–2004 — возглавлял сборную России
Трехкратный олимпийский чемпион, восьмикратный чемпион мира, тринадцатикратный победитель Кубка европейских чемпионов. Заслуженный тренер СССР и России. В настоящее время — президент московского ЦСКА. Женат, имеет сына и двух внуков
Комментарии