Летом прошлого года один из лидеров киевского "Динамо" начала 90-х Сергей Ковалец, 37 лет, сыграл свой прощальный матч. И сразу перешел на тренерскую работу. Помогает Мирону Маркевичу в "Металлисте". В воскресенье харьковчане сыграли выездной матч против столичного "Арсенала". Ковалец остался в Киеве еще на день. В компании друзей и дочери посетил ресторан "Ацтек", куда и предложил подъехать.
Для тренерской работы готовились предварительно?
— Еще когда играл в запорожском "Металлурге", Мирон Маркевич, тогдашний тренер этой команды, поручал проводить разминки перед матчами. Он возвратился из Леверкузена, где проходил стажировку в местном "Байере". По программе "Байера" мы тогда и работали. Год назад Маркевич опять позвонил и спросил, не хочу ли я быть его помощником в "Металлисте". Даже не размышлял: Мирон Богданович много чего дал мне в жизни. Если бы не его мудрость, в "Динамо" я мог бы и не попасть.
Что за история?
— В 1989 году пришел с армии. Играл за хмельницкое "Подолье" у Маркевича. И неплохо играл: поступили предложения из "Днепра", тогдашнего чемпиона СССР, и "Шахтера". Кучеревский, наставник "Днепра", отправил своего представителя Рохуса Шоха в Красилов, где жили мои родители, для того, чтобы они посодействовали в решении вопроса. А Маркевич посоветовал: "Подожди, будут предложения лучше". И на самом деле: за восемь туров до окончания чемпионата СССР во второй лиге, где играло "Подолье", приехал от Лобановского Базилевич и сказал: "Мы тебя ждаем". С самим Лобановским я встретился впервые 20 октября 1989 года. "Уверен, ты будешь играть в хороший футбол в нашей команде", — много Валерий Васильевич не говорил.
И вы, и Маркевич — выходцы с Западной Украины. Не тяжело работать в Харькове?
— Нет проблем. Маркевича здесь уважают. Потому что "Металлист" играет в честный и зрелищный футбол.
Честный? Президент львовских "Карпат" Петр Дыминский заявил, что его команда играла договорные матчи, когда тренером был Маркевич.
— Петр Дыминский — руководитель, который ничего не понимает в тренерской работе, но постоянно у нее вмешивается. Ясно, что Дыминскому Маркевич не нравился, потому что тот сам определял состав для матчей, а не слушал "ценные" советы президента.
Кто-то с третьей стороны стимулирует?
— Ну, этого не скроешь. В недавнем матче с "Динамо" нас стимулировал конкурент киевлян "Шахтер".
Почему вы в 1995 году перешли из "Динамо" в "Днепр"?
— Во-первых, вновь назначенный тренер столичной команды Владимир Онищенко после того, как я прошел сборы, заявил, что не видит меня в коллективе. Не те кондиции, мол. Во-вторых, атмосфера в команде была неблагоприятной. На тренировках футболисты могли ругаться, ветераны кричали на молодых. Причем длилось это давно: еще с1992-го, когда мы проиграли чемпионское звание "Таврии". Устал от этого. Привык, что при Лобановском к откровенным конфликтам дело не доходило.
Дыминский — руководитель, который ничего не понимает в тренерской работе
Кто мог кричать? Капитан команды — Лужный?
— И он тоже. На молодого Шевченко, в частности.
Правда ли, что в сентябре 1994-го перед матчем "Динамо" — "Спартак" футболисты требовали отставки тренера Сабо?
— Абсолютная правда. Я был среди них. Ничего не имею против Сабо-профессионала. Дисциплинирован, не пьет, не курит. Но на тренировках часто выходил из себя, для подтверждения своей правоты выбирал не те методы. Пошли мы к президенту Григорию Суркису. Изложили свою позицию. "Я подумаю", — ответил он. Через несколько дней приезжает на базу: "Я решил. Сабо остается".
В "Днепре" вы играли под руководством немецкого специалиста Бернда Штанге. Он отличался от украинских тренеров?
— Существенно. Во-первых, позволил женам и детям на базу приезжать. Чтобы так поступил Лобановский? "Хочу, чтобы ваши семьи видели, как вы деньги зарабатываете", — говорил Штанге. Во-вторых, штрафовал за опоздание на тренировку, за грязную форму или мяч — символично, на один доллар. За то время, что я проработал со Штанге, заплатил 24 доллара.
После "Днепра" вы играли в голландском "Твенте". Адаптировались легко?
— Очень. В Западной Европе — полная свобода. Объездили с семьей практически все страны Шенгенской зоны. И никаких длительных сборов.
Ковалец рассказывает, что в 1990-м "Динамо" поехало на турнир в Китай. Там по совету покойного тренера Виктора Колотова Сергей подошел к дереву и постучал по нему трижды. По приданию, это гарантировало рождение сына. Ковалец загадал наследника себе, брату и другу. И выиграл три ящика шампанского — потому что поспорил с родственниками. Те были уверены, что в семье Ковалец родятся дочери.
Сергей Ковалец родился 5 сентября 1968 года в селе Чехово Раздольненского района Крымской области
1988 — женился на Анжеле Камышной
1989 — перешел в киевское "Динамо", родилась дочь Алина
1990 — стал чемпионом СССР
1993 — родился сын Кирилл
1995 — закончил Киевский институт физкультуры, перешел в "Днепр"
1997 — перешел в голландский "Твенте"
1998 — родилась дочь Дарья
2005 — ассистент главного тренера "Металлиста"
Комментарии