В начале 70-х годов прошлого века львовянину Адаму Гнативу, 64 года, не было ровных в мире в жиме двумя руками в категории до 52 кг. Рекорд 132-сантиметрового спортсмена, установленный в 1972-ом, — 120,5 кг, — остается непобитым до сих пор. Встречаемся в зале Львовской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва N1. Там тяжелоатлет работает тренером.
В 1972 году вы были одним из самых сильных в мире. Почему не попали на Олимпиаду в Мюнхене?
— Меня под политику "гнули". Я выиграл "олимпийскую неделю" в Германии — генеральную репетицию перед играми. Там были представители всех государств. Говорили, что Гнатив — олимпиец. Дали позолоченный значок из пяти колец, удостоверение. А потом ни с того ни с сего в центральной газете написали, что я в больнице. А я был в самой лучшей форме! Перед тем на Кубке Балтики установил два мировых рекорда. Мировой рекорд в сумме троеборья тоже принадлежал мне. Но руководство сборной решило никого не брать в весе до 52 килограммов.
В Мюнхене вы имели бы шансы побороться за первое место?
— Думаю, да. Поляк Зигмунд Смальцеж победил с результатом 337 килограммов. А мой результат был — 342. Не гарантирую, что выиграл бы "золото" Олимпиады, но то, что был бы призером — это сто процентов. С Олимпиадой меня кинули. Руководство сборной по тяжелой атлетике пропило ту Олимпиаду. "Баранки" (нулевые оценки. — "ГПУ") были у четырех спортсменов сборной СССР. А в моей категории ни один советский атлет не был заявлен.
В 1972 году вы стали вторыми на чемпионате Европы, проиграв Смальцежу. Что помешало победить?
— Там был полный перебор с соревнованиями — Кубок дружбы, чемпионат СССР и сразу чемпионат Европы. Задрочили нас тогда. Ну а что — проиграл Смальцежу. Поляки ширялись — употребляли анаболики.
А советские спортсмены тоже употребляли допинг?
— Конечно. Хоть и не настолько, как поляки. Серьезно проверять на допинг начали где-то с 1982 года.
В 1976-ом могли поехать на Олимпиаду в Монреале?
— Для этого нужно было занять одно из первых двух мест на Спартакиаде народов СССР в Вильнюсе. Я стал четвертым. Кто виноват? Тренеры сборной Украины делали сборы не спортсменам, а себе — в Феодосии. Плавали в Черном море, ели икру. Жара — в тени 36 градусов. А Спартакиада была в Вильнюсе. Там температура 19 градусов. От резкого переохлаждения все переболели.
Капитаном сборной СССР был супертяжеловес, двукратный олимпийский чемпион Василий Алексеев. Чем запомнился?
— Самые сильные грубиянами все были. Голос как после мутации.
Сколько платили за рекорды?
— Выписывали 750 рублей. "Чистыми" получал около 600.
Знаю, вы перенесли инфаркт.
— Да, в 1987 году. Врачи говорили жене, что мне осталось жить пару дней, может пару недель. А после этого я выиграл чемпионат Европы в 1995 году в Польше среди ветеранов.
Как сейчас живете?
— Пытаюсь сводить концы с концами. Пенсия минимальная. Имею еще надбавку "За особые заслуги перед государством Украина" — прожиточный минимум плюс 35 процентов. То есть где-то 800 гривен. Мне народный депутат Ярослав Кендзер в 1995 году говорил: "Адам, нужно потерпеть". Он-то терпит неплохо, — смеется.
1944, 9 сентября — Адам Гнатив родился во Львове
1969 — стал членом сборной СССР, за которую выступал 10 лет
1971, — победил на Спартакиаде народов СССР
1972 — стал серебряным призером чемпионата Европы
Установил 14 рекордов мира в жиме двумя руками и в сумме троеборья. Женат,
имеет дочку Наталию и сына Адама
Комментарии