Александр Годинюк стал первым украинцем, который отправился в североамериканскую хоккейную лигу. Сегодня ему исполняется 40 лет.
Насколько тяжело было уехать из СССР в США?
— Очень. О моих планах никто не знал. Все прошло достаточно быстро. В 1990 году у меня возникло недоразумение с тогдашними тренерами киевского "Сокола". Да еще и травмировался. В ноябре подошел агент и предложил вариант с канадским "Торонто". Долго не размышлял.
Сначала поехал в Польшу, а уже оттуда перебрался в то время в Югославию. В тамошнем аэропорту меня уже ждали с билетами на рейс в Канаду.
Адаптация прошла быстро?
— Помог украинец по происхождению Майк Крушельницкий, который тогда играл за "Торонто". Он меня буквально всему учил. Язык удалось выучить года через два, а с партнерами объяснялся преимущественно жестами. С Майком разговаривали на украинском.
Заробляли багато?
— Первый контракт был на 150 тысяч долларов в год. Дали "подъемные" 60 тысяч долларов. Из них приблизительно половину забирали налоги. А наибольший свой контракт — 850 тысяч долларов — подписал с "Хартфордом". Тогда для защитника это была серьезная сумма.
Был ли у вас агент?
— Да. С этими людьми за океаном работают все, но некоторых нужно остерегаться. Например, один из них — Виталий Шевченко — меня, а также Дмитрия Христича в свое время хорошо развел на деньги.
Драться на льду приходилось часто?
— Это часть тамошнего хоккея. Помню эпизод из второго моего сезона в НХЛ. Играли тогда с "Чикаго". В какой-то из моментов удачно применил силовой прием против одного из игроков соперника. Впоследствии его унесли с площадки на ношах. Этого мне не простил их "полицейский" Майк Плюссо. Хотел поквитаться. Однако я своевременно среагировал. Уже первым ударом я его "завалил". Было еще много всякого, но этот эпизод больше всего запомнился.
Карьерой в НХЛ довольны?
— Никогда ни о чем не сожалел. Так случилось, что Кубок Стенли в Киев не привез. Ну и что? Карьеру же завершал в Европе, потому что травмы меня тогда уже хорошо донимали. Из-за них достаточно рано и пришлось покинуть игру.
Первый контракт был на 150 тысяч долларов.
Потом тренировал одну из хоккейных команд Восточной лиги Атлантического побережья. Но это длилось недолго. К тому же начал заниматься ресторанным бизнесом. Это забирало уйму времени. В 2007-м вернулся в Киев, у меня бизнес, но я не хотел бы о нем говорить.
Вы тренируете молодежную сборную Украины.
— Трудно приходится. В свое время с подачи министра спорта Валерия Борзова хоккей выбросили из первой десятки приоритетных украинских видов спорта. Однако и это не главное. Государство не слишком охотно вкладывает деньги в хоккей. Резерв у нас ограничен. Едва набирается игроков на одну команду. Нет конкуренции — нет прогресса. Такая аксиома.
Комментарии
1