Государство до сих пор не предложило ни одной программы, которая помогла бы решить жилищную проблему переселенцев. Их на данный момент официально зарегистрировано почти полтора миллиона. 66% живут в арендованных квартирах, 22% - у родственников, 9% - в коллективных центрах. Те, кто смогли купить себе жилье, занимают 1%. Об этом в интервью Gazeta.ua рассказывает председатель Всеукраинской ассоциации переселенцев 32-летний Руслан Калинин.
Насколько актуальным является жилищный вопрос переселенцев сегодня?
- Сейчас вопрос жилья более актуален, чем три с половиной года назад. Когда начался военный конфликт и хлынула волна переселенцев, большинство не снимали жилье, а старались уехать к родственникам или друзьям. Потом начался реабилитационный период. Люди начали искать жилье и работу. Часть вернулась на Донбасс, другие обосновались на новых местах. Только сейчас они задумались о собственном жилье, - рассказывает Руслан Калинин.
Какой первый шаг в решении жилищной проблемы?
- Для начала нужно понять, какое на самом деле в Украине количество переселенцев. Для этого запустить электронный реестр, где будет информация о работе, жилье, необходимость в получении медикаментов, детских товаров и прочее. Также стоит провести перерегистрацию. Выдать пластиковые удостоверения, которые будут выполнять функцию социальной карточки. Например, крупные сети магазинов и сервисы будут давать владельцам этих карт скидку. Переселенцы смогут экономить на продуктах, медикаментах, без финансовых затрат со стороны государства.
Таким образом, во-первых, увидим реальное количество переселенцев. Уверен, оно будет меньше, чем сейчас. Некоторые получали справки не ради выплат. А, например, чтобы пойти в больницу. После этого могли поехать на оккупированную территорию или заграницу. В Донецкой и Луганской областях распространен так называемый пенсионный туризм. Когда, люди, чтобы получать пенсии, прописываются у родственников на украинской территории. Но, на самом деле, место жительства не меняют.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Новые местные" - переселенцы в Мелитополе получили комнаты в новом общежитии
Во-вторых, поймем потребности ВПО. У нас есть категории социально незащищенных переселенцев - одинокие матери, многодетные семьи. Они не имеют денег даже на самую низкую кредитную ставку. Таким жилье нужно покупать, - говорит Руслан Калинин. - Лучше всего воспользоваться примером Грузии, где каждой семье присваивается коэффициент уязвимости. То есть каждая семья должна получить определенное количество баллов в зависимости от состава семьи, наличия ребенка, члена семьи с инвалидностью, или такого, который погиб или служит в АТО. В зависимости от этих баллов определяется, какая жилищная программа необходима для конкретной семьи — ипотека или бесплатная квартира.
- Может ли решить проблему недавно запущена программа "Доступное жилье"?
- Это первая удачная и нужная программа, которую приняли. По ней государство компенсирует 50 процентов стоимости жилья, приобретенного переселенцем. Минус в том, что не все имеют средства даже на частичную оплату жилья. По условиям программы, переселенец должен внести 50 процентов стоимости квартиры за три дня. Иначе очередь перейдет дальше. Поэтому, когда перейдет к делу, многие отсеются.
Также нужно будет пересмотреть распределение средств. Сейчас деньги на программу по областям разделяют по квотному принципу — в зависимости от количества переселенцев. Лидером по зарегистрированным ВПО являются Донецкая и Луганская области. Поэтому на Донецкую область выделено более 6 миллионов гривен, а на Киевскую - лишь 3 миллиона гривен.
- Как переселенцы активно присоединяются к программе?
- Сейчас возник большой ажиотаж по некоторым областям. В Киеве подали более 3 тысяч заявок на участие в программе. При этом в Донецкой области зарегистрировались только 3 семьи. Одни не хотят покупать там квартиры из-за близости к военным действиям. Для других не очень выгодные условия покупки. Например, в Славянске можно купить квартиру в новостройке по 9 тысяч гривен за квадратный метр. А стоимость вторичного жилья - 6 тысяч гривен за квадратный метр. Переселенцу проще купить квартиру уже с ремонтом, чем в в новостройке. При этом во втором случае придется прождать до года, пока ее построят, а потом за свои деньги сделать ремонт.
Какое реальное количество переселенцев может рассчитывать на возмещение?
- В бюджете на нынешний и следующий год заложено 130 миллионов гривен. На эти средства можно обеспечить жильем до 350 семей. Если присоединятся местные областные бюджеты, то вдвое больше. Наша Ассоциация будет просить выделения на программу "Доступное жилье" 1 миллиард гривен.
Что делать с теми, кто не может воспользоваться программой?
- Нужно предоставить возможность приватизировать жилье переселенцам, которые проживают в государственных общежитиях. Таких, по нашим подсчетам, до 5 тысяч. Для малообеспеченных - приобрести жилье за счет государства.
Расскажите об опыте Грузии, где проблему решили с помощью модульных городков? Возможно ли воспользоваться этим в Украине?
- Модульные городки в Украине - это по сути провальный проект. У нас их около семи. Я был в нескольких, особенно запомнилось поселения в Кривом Роге. Этот городок находится за чертой города. На территории очень плохая инфраструктура. Есть одна школа, но не имеет работы. Люди, которые там живут - неблагополучные или многодетные семьи, которые не могут или не хотят платить за аренду жилья. Много цыган, процветает алкоголизм и наркомания, были случаи педофилии. Люди живут обособленно и не интегрируются в общество.
Городки были задуманы как временные, но люди живут там уже не один год. Также не был продуман механизм оплаты. Это легло на местные бюджеты. Они вынуждены тратить большие средства за коммунальные, вместо того, чтобы использовать их эффективно
Я также был в таком городке в Грузии. Дома там, хотя и предусмотрены, как временные, сделаны не из модулей, а из кирпича. В отличие от украинских, грузинских помещения даются в собственность переселенцев. Они могут делать с ними все что угодно. Например, достроить еще одну комнату, или продать и купить жилье в другом городе. В таком крупнейшем городе живет более 7 тысяч человек. В нем есть школа, два детсада, пивной и бумажный заводы, банк. Переселенцев стимулируют заниматься мелким бизнесом. Привлекают международные организации, которые выдают им мини-гранты. Таким образом там на 50 процентов решен вопрос безработицы.
Где взять средства на жилищные программы?
- Мы предлагаем пересмотреть выплаты для переселенцев. Государство ежегодно тратит на это 118 миллионов долларов. Этим загоняет себя в угол, потому что не вкладывает эти деньги в реальный сектор экономики и не решает жилищную проблему. Сами переселенцы не могут на эти выплаты даже арендовать квартиру. Стоит выплачивать средства лишь наиболее нуждающимся: одиноким матерям, людям с инвалидностью. Зато, урезать их — 30 процентов, которые являются платежеспособными. Сможем высвободить около 1 миллиарда гривен для жилищных программ. 50 процентов этой суммы пустить на финансирование программы "Доступное жилье", еще 50 процентов - на приобретение квартир для малообеспеченных. Таким образом ежегодно обеспечим от 3 до 5 тысяч человек жильем.
Тех, кому будет выдана квартира, нужно лишить статуса переселенца. Они фактически становятся местными жителями и теряют социальные выплаты. Это также сэкономит определенную часть средств, которую можно пустить в общий бюджет жилищных программ.
Необходимо привлекать зарубежные донорские средства. Но у государства должна быть единая стратегия решения проблем. Спонсоры не готовы финансировать воздуха. В Грузии, после того как разработали концепцию помощи, за счет пожертвований запустили 90 процентов жилищных программ. У нас фактически не запущено ни одной.
Руслан Калинин - голова ГО "Всеукраинская Ассоциация Переселенцев" и советник вице-премьер-министра Украины Павла Розенко. Эксперт также является переселенцем, был вынужден покинуть оккупированный Донецк.
Комментарии