Громадные рисунки на поверхности пустыни Наска на юге Перу можно увидеть только с высоты птичьего полета. Они — одни из самых тайных творений человечества. 2 тысячи лет тому на этом месте процветала цивилизация индейского племени Наска. Именно племя было уничтожено более могучей империей инков, пришедших на эти территории 1500 лет назад. А пустынные линии, достигающие кое-где километровой длины, дожили до наших дней.
Всего известно около 300 рисунков Наска. По большей части это прямые линии или геометрические фигуры. Однако среди них есть и изображение нескольких растений, обезьяны, колибри и человека.
20 апреля японские ученые во главе с профессором Масато Сакаи из университета Ямагата объявили, что им через спутник удалось разглядеть еще один рисунок, протянувшийся на 65 метров. Тяжело сказать, какое именно животное изобразили древние жители Перу: удалось распознать только голову и два рога. Ученые предполагают, что это мог быть символ надежды на добрый урожай. Рогатый зверь — первый негеометрический рисунок Наска, найденный с 1980-х годов.
Пустыня Наска лежит на невысоком плато между высокогорными Андами и Тихим океаном. Каменистая поверхность пустыни коричневого цвета. Древние перуанцы наносили рисунки, продалбливая неглубокие канавы к более светлой породе. С высоты человеческого роста эти линии вообще не привлекают никакого внимания. В первый раз рисунки Наска заметили в 1920-х годах, благодаря использованию авиации.
Дольше всего изучала геоглифы — наземные рисунки — немецкая исследовательница Мария Райхе, прожившая в пустыне Наска с 1948 по 1998 год. Благодаря ее усилиям, зона Наска с геоглифами признана мировым наследием ЮНЕСКО.
Существуют также достаточно много теорий, объясняющих происхождение линий.
Швейцарский исследователь Эрих фон Деникен утверждал, что линии в пустыне не что иное, как полосы для посадки инопланетных кораблей. Американец Джим Вудман допускал, что линии Наска служили для религиозных обрядов. А древние перуанцы, мол, умели подниматься в воздух на воздушных шарах. Вудман смастерил одну такую из материалов, которые могли быть доступны индианцам Наска, — перуанского хлопка и сплетенной местными жителями корзины. Вудману удалось даже пролететь над рисунками, но окончательного толкования, почему можно было видеть ритуальные изображения сверху, ученый так и не дал. Кое-кто из ученых допускает, что линии Наска — остатки так называемых "подвижных храмов", когда тысячи молящихся ходили по одному и тому же маршруту для чествования определенного бога. Линии — результат стирания камней человеческими ногами.
Подтвердится ли окончательно хотя бы какая-то из этих теорий, можно только надеяться. Также неизвестно, сколько еще рисунков Наска прячется между камнями пустыни на юге Перу.
Комментарии