24 октября районный суд Крыжополя на Виннитчине объявил приговор по делу похищения картин из Уманского краеведческого музея на Черкасчине и Ямпольского музея изобразительного искусства в Винницкой области. За похищение и подмену 21 картины приговорили четырех человек.
Бывшие начальник Ямпольского межрайонного отдела Службы безопасности Украины 29-летний Валерий Вязловский, заместитель начальника Уманского райотдела милиции 45-летний Виктор Мельник, директор Уманского краеведческого музея 63-летний Михаил Вихристюк и начальник Ямпольского подразделения "Винницаводоканал" 47-летний Олег Прилипко получили по пять лет лишения свободы с конфискацией имущества.
В 2006–2007-м из Уманского музея исчезли семь картин. За три года стражи порядка нашли пять из них: "Осенняя пора" и "Лист над Днепром" Сергея Шишко, "Осеннее любование" и "Зимнее солнце" Николая Глущенко, "Легенда киевского футбола" Ивана Григорьева. Теперь эти картины хранят в опломбированном хранилище краеведческого музея. Они стоят от $40 тыс. Работы Николая Глущенко — по $150 тыс. Где еще две картины "Зимний вечер" Матвея Донцова и "Апрельский день" Татьяны Яблонской — неизвестно.
В ноябре 2006-го ко Дню милиции уманские стражи порядка провели в райотделе выставку и художественную лекцию. Взяли картины из музея. Вернули их в начале марта. Говорят, в милиции работает коллекционер, причастный к подмене. Копии вроде бы рисовали художники с Виннитчины.
— Когда вернули картины из райотдела, наши работники увидели, что с полотнами что-то не так, — рассказывает хранитель музейных фондов из Уманского музея Оксана Слюсаренко, 37 лет. — Новые картины выглядели ярче, чем настоящие. Некоторые пахли краской и лаком. Полотна, которым несколько десятков лет, обычно попахивают пылью или влагой — в музее же немного сыро. Странными показались и авторские подписи. Со временем они выцветают, а здесь будто только что поставленные. Когда протирали картины, на тряпках оставалась краска. Пригласили специалиста из Киева, куратора нашего музея. Она и подтвердила, что картины поддельные.
Следствие установило — уманские похитители работали с ямпольскими.
— Директор водоканала из Ямполя во время следственного эксперимента показывал, как он вынимал и скручивал картины в кабинете нашего директора, — говорит Оксана Слюсаренко.
Украденные картины из уманского музея оценили на то время в 1,2 млн грн. В целом из 21 похищенного полотна вернули 11. Картины были на выставках, в частных коллекциях. Одну — похищенную из Уманского музея работу Николая Глущенко "Зимнее солнце" — нашли в Украинском доме. Она была выставлена на продажу Большим антикварным салоном за 750 тыс. грн. Владелец картины — коллекционер из Бердичева на Житомирщине Александр Красовский — купил ее на столичном аукционе. Не зная, что полотно краденое.
— Слышала, что виновных осудили. Но как вернуть оригиналы картин? — говорит бывший директор Ямпольского музея Алла Мруг, 60 лет. Она вышла на пенсию через полгода после выявления подделки. — Полотна до сих пор в хранилище в Умани. Картинам больше 50 лет, могут посыпаться. Мне эта история нервов потрепала. Откуда я могла знать, что такой уважаемый человек может обмануть. Пришел этот эсбэушник, говорит, что к ним должна комиссия приехать. Нужно эстетично украсить кабинеты. Обещал за это купить новые рамы. Сначала просил конкретных авторов, но таких не было.
Возвращенные картины выглядели слишком новыми. В глаза бросилась "Весна на Черниговщине" Федора Захарова. Оригинал имел естественные повреждения и легкую осыпь. А возвращенная — будто только что нарисованная. "Украинские цветы" Василия Чегодара аж сверкали красками. Такими яркими цветами автор никогда не рисовал. Экспертиза установила: полотна — не копии, а подделки под копии, нарисованные впопыхах, — добавляет Алла Ивановна.
Бывший начальник Ямпольского межрайонного отдела СБУ Валерий Вязловский проработал в структуре более семи лет.
— Пришел старшим лейтенантом, дослужился до капитана. Был напорисый, работящий, — рассказывает коллега Вязловского, не называется.
Начальник подразделения Винницкого водоканала Олег Прилипко родом из села Пороги Ямпольского района.
— Его подставили! Выбился он в люди. Все брали, и он брал, а дальше дело техники. Хорошо, что хоть оставили где жить родителям и жене после конфискации имущества. Дом в селе на матери, в Ямполе квартира на жене, — говорит работница сельсовета Порогов.
Комментарии
2