В 2001 году за 32-летним психически больным виннитчанином Вадимом Дудко стало некому ухаживать. Мать мужчины Галина умерла, а родственники — тетя Мария и двоюродные братья — отказались взять его к себе. Вадима временно лечили в стационаре городской психиатрической больницы. Двухкомнатная квартира Дудко в районе Вишенка пустовала. Такая сейчас стоит $70 тыс.
Три года назад суд признал Вадима Дудко недееспособным. Опекунский совет Винницы искал человека для ухода за мужчиной. 20 января 2007-го опекуном назначили главного бухгалтера городской психбольницы Анну Семенову, 33 года. Теперь же бывшая соседка семьи Дудко 58-летняя Лидия Ковтонюк хочет отсудить право опекунства. Она обвиняет Семенову в невыполнении обязательств. Написала заявление в опекунский совет, милицию и Генпрокуратуру.
— Я не претендую на квартиру — она должна принадлежать родственникам, — утверждает Лидия Ковтонюк. — У меня есть своя квартира, новая, в районе Подолья. Переживаю за Вадима, потому что была подругой его матери. Мои дети живут рядом, в нашей старой квартире, они ухаживали бы за ним.
Лидия Ковтонюк после смерти Галины Дудко просила у тети Марии разрешения на опекунство. Родственница написала на нее доверенность. Ковтонюк пошла в больницу писать заявление.
— В больнице то одно твердили, то другое, — жалуется женщина. — Сказали 6 февраля написать заявление. Когда пришла, оказалось, что еще 20 января опекунство оформила бухгалтер Семенова. Как это называется?
Председатель опекунского совета Винницы Николай Гунько говорит, что ухаживать за Вадимом хотели многие люди.
— Некоторые сотрудники больницы хотели взять его, потом отказывались, — говорит Гунько. — Главный бухгалтер тоже сначала согласилась, потом отказалась. Мы не понимали причину. Впоследствии обнаружили, что соседи Ковтонюки угрожали сотрудникам, хотели сами ухаживать.
Лидия Ковтонюк утверждает, что законный опекун, Анна Семенова, не посещает больного.
— С тех пор, как Вадима привезли из больницы, его не слышно, — говорит Ковтонюк. — Иногда стучу -стучу, а там тихо. Как-то зашла, а он лежит. Спрашиваю, как чувствует себя. Он мне: хорошо, доктор уколы делает. Аменазин назначили. Он же не буйный, зачем лекарства, которые подавляют? Боюсь, как бы чего не случилось. Не знаю, ночует ли кто с Вадимом. Его же нельзя самого оставлять.
Вадим грузчиком работал, он очень сильный
Законные опекуны отказываются комментировать претензии.
— Мы ничего не будем говорить, — отмахивается муж Анны Семеновой, который принес в квартиру Дудко сумку с едой. — Подождем суда 4 апреля. Там все решится.
В опекунском совете говорят, что Семенова не имеет права на жилье Вадима Дудко. После смерти больного вопрос о собственности на недвижимость решает суд. Первоочередное право имеют родственники. В общественной организации "Возрождение", которая защищает права психически больных, утверждают, что опекунский совет ссылается на старый закон.
— В прошлом году законы об опекунстве были выведены из Семейного кодекса и введены в Гражданский, — говорит руководитель организации Руслана Имерели. — Согласно с ними, после смерти подопечного опекун может оформлять наследство на себя. В отношении Вадима Дудко, то нас интересует, почему опекуном назначили мать двухлетнего ребенка, которая не собирается проживать вместе с больным. Ведь в больнице достаточно санитарок и медсестер, которым негде жить. Они могли бы переехать к Вадиму.
Вадимова тетя Мария Чекина, 71 год, живет в селе Дружное Калиновского района в 80 км от Винницы. Женщина отказывается быть с племянником.
— В последнее время он издевался над матерью, — шепчет Мария Чекина. — Галя когда умерла, то неделю мертвая лежала, пока соседи не нашли.
О двухкомнатной квартире сестры говорить не хочет.
— Замучили меня с ней. Уже и письмо соседке написала, пусть ухаживает за Вадимом и забирает квартиру. Мои сыновья не хотят, я не могу.
Женщина шепотом рассказывает о жизни семьи Дудко.
— Сестра тоже немного того была, учиться не могла, — говорит баба Мария. — Муж Иван Дудко бил, пил, издевался. Галя первую девочку родила мертвой. Вадим был немножко недоразвиты м. Отдали его в Прибужскую школу-интернат. Через два года Галя забрала, потому что его били. Вадим грузчиком работал, он очень сильный.
Сейчас Вадим Дудко живет в своей квартире на первом этаже пятиэтажки. Соседи мало интересуются его судьбой, некоторые даже не знают о нем. Квартиру опекуны закрывают на ключ.
Вадим становится на подоконник и выглядит через окно.
— Ты деньги мои с базы забери и принеси завтра, — кричит. — А есть мне приносят всегда в час дня. Гулял давно, потому что погода плохая была. И у них работа, вот и было некогда. Ты завтра приходи, и не забудь о базе, — кричит вдогонку.
Комментарии