58-летний Анатолий Захаренко из села Новоселица Попельнянского района на Житомирщине ночью 22 мая расстрелял семерых мужчин. Те приехали отдыхать на его пруд. Вместе ужинали, выпивали, поссорились. В разгаре владелец схватил ружье. После вызвал полицию.
— Никто не может поверить, что Толик такое сделал, — говорит 52-летний Сергей из Новоселицы. — Нормальный мужик, адекватный, неконфликтный. О нем никто слова плохого не скажет. Постоянно прудом занимался, жил там. Вагончика поставил, дамбу доделывал, беседки, баню. Пускал ловить рыбу, из многих не брал денег.
Анатолий Захаренко, родом из России. В Сибири отстреливал пушных зверей. В 1986‑м переехал в Новоселицу, женился на местной Ольге. Воспитывали ее сына от первого брака и общего — Алексея, 24 года.
— Мы его звали Русским или Кацапом, — продолжает Сергей. — Он не обижался, добряк. Работал шофером в колхозе, трактористом. Его Ольга в поселковом совете работает.
На пенсии Анатолий арендовал пруд за селом, выращивал рыбу. В его беседках часто отдыхали местные и приезжие. Имел автомобиль "Нива".
Утром 21 мая к пруду Анатолия приехали пикап "Ниссан Навара" и легковушка "Шкода Октавия". Вышли восемь - военные, ветераны, волонтеры. Анатолия знали давно, часто отдыхали на пруду. Захаренко пустил их рыбачить, потом вместе ужинали. В полночь шестеро гостей пошли спать. Хозяин с двумя остались в беседке. Около часа раздались выстрелы.
Первыми Анатолий убил гостей за столом. Потом пошел стрелять их спящих побратимов. 43-летний Вадим Федюнин проснулся и единственный сумел убежать.
- Двоих нашли убитыми за столом, - рассказывает начальник областной полиции Сергей Крупей. - Тела еще двух - у входа в домик. Трое лежали на кроватях.
Погибшим от 29 до 50 лет. Все служили в батальоне имени генерал-майора Сергея Кульчицкого. Жили в Киеве.
Андрей Москалец и Владислав Мамиченко — друзья детства, ходили в одну школу. Андрей реконструировал музейные экспонаты, Владислав работал в банке. С началом войны вместе пришли в батальон имени генерала Кульчицкого — добровольческое подразделение Национальной гвардии. Имели позывные "Мамик" и "Малек".
— Это друзья, вместе выезжали не на одно боевое задание, — говорят в батальоне. - Веселые, задорные, хозяйственные, компанейские. Всегда что-то строили, ремонтировали, налаживали быт.
Роман Ханенко имел позывной "Овод". Участник боевых действий, волонтер. Воевал в промзоне Авдеевки, среди последних выходил из Дебальцевского котла, имеет многочисленные награды. После демобилизации волонтерил, помогал военным. С женой воспитывали троих детей.
Виталий Вульчин пришел на войну сразу после Революции достоинства.
Владимир Куприянов — дончанин, имел позывной "Финн". После оккупации остался в городе, потом переехал в Киев, оттуда — на войну. Был стрелком-санитаром. Мечтал освободить Донецк, где до сих пор живут его родители. Три года тому назад женился.
Эскендер Османов — из Симферополя. Приехал с родителями, когда полуостров захватила Россия. Имел девушку, планировали свадьбу.
Александр Белоус имел позывной "Белый", с другими сдружился на войне.
Вадим Федюнин имеет позывной "Пожар". Работал в Киевском национальном авиационном университете.
Анатолия Захаренко арестовали без права на залог. На суд, который избирал меру пресечения, его привезли в шлеме и бронежилете. На заседание никого не пускали. Здание усиленно охраняли.
Дело расследует усиленная следственно-оперативная группа. Изъяли шесть единиц огнестрельного оружия, все зарегистрировано и принадлежало участникам события. Захарченко — гладкоствольное ружье ИЖ-58, погибшим — охотничьи карабины "Ремингтон", "Ругер", АКМС–МФ1, "Зброяр Z15" и травматический пистолет ПМТ. Также изъяли два охотничьих ножа, три автомобиля. В деле назначили почти 200 экспертиз.
Следователи рассматривают несколько версий.
По первой, Захаренко защищался.
— Кого из ребят я знал пять лет, кого 10, кого больше, — говорит Анатолий Захаренко. — У нас возникла ссора, мне угрожали. Я взял ружье и начал стрелять. Если бы не я их, то они бы меня.
В качестве доказательства самозащиты демонстрирует простреленную руку.
Жена Анатолия 57-летняя Ольга Захаренко добавляет, что военные стыдили мужа. Мол, они прошли войну, а он прятал сыновей дома.
По второй версии, военные нападали на Захаренко, потому что тот разоблачил их товарища-полицейского. Его задержали за взятку.
— Того полицейского-взяточника задержали и через 3 часа к отцу приехали эти восемь, — говорит 24-летний Алексей Захаренко, сын Анатолия. — Отец хорошо знал только двоих. Они к нему часто приезжали. Именно с ними двумя и поссорился за столом.
В полиции эту версию опровергают.
— Ветераны приехали на пруд в пять утра 21 мая, — говорит Алла Ващенко из областной полиции. — А начальника Попельнянского отделения задержали позже.
По третьей версии, военные пытались отобрать у Захаренко пруд. Приехали с оружием.
- Это вообще на голову не налазит, - говорит побратим погибших Павел Скшетусский. — Эти восемь скорее свое отдадут, чем у кого-то отберут. Что это за рейдерство, когда весь день вместе отдыхали, выпивали за столом и легли спать.
Комментарии