— Наши мужья и дети погибают от рук россиян, а мы тут сепаратизм устроили. Попытка перетянуть нашу церковную общину в Московский патриархат — это спланированная операция врага, — говорит 52-летняя Людмила Бугрий, жительница села Троицкое Глобинского района на Полтавщине. Стоит около закрытого храма Украинской автокефальной православной церкви. С апреля помещение заняли сторонники Московского патриархата.
После обеда 26 июня несколько десятков автокефальных прихожан сходятся к церкви. Среди них священники — иерей 32-летний Александр Горай от УАПЦ и отец 33-летний Николай Костюк, настоятель местной парафии.
Здание храма без окон. Кирпичные стены побелены известкой. Боковой вход заложен кирпичом, центральный закрывают массивные металлические двери с навесным замком.
— Троицкую церковь построили в 1833 году за деньги помещиков Капнистов. Она имела высокую колокольню. В советские времена здесь был склад зерна и запчастей для сельскохозяйственной техники. Колокольню разобрали на кирпич для колхоза. В 2015-м ее нашел по военным немецким картам автокефальный священник отец Евгений Пономаренко из соседних Выликих Крынок. В селе не было храма, поэтому решили восстановить помещение и начать службу. Месяцами мы вырубали кустарники и деревья, ремонтировали здание, — рассказывает местная жительница Мария Найда, 60 лет. Показывает книжку, где нарисована старая церковь.
— Год назад отец Евгений отправился в АТО и стал военным капелланом. Из епархии прислали отца Богдана, который перед Пасхой предал общину и перешел в Московский патриархат. Церковь для нас закрыли, молились на пороге. Имущество общины и кассу забрали. Мы нашли старый дом, в котором теперь отправляем службу. На Пасху нам выключали свет, еле посвятили паски, — добавляет Мария Петровна.
В Троицком живут 780 людей. Местная автокефальная община насчитывает почти 300 прихожан. На богослужение ходят около 30. Сторонников Московского патриархата в селе 20. Их настоятелем является отец 27-летний Богдан Гарагуля.
— Отец Богдан зарекался мать дело с Московским патриархатом, потому что учился у них в семинарии. Автокефальная церковь приняла его к себе. Прислала временно помочь нашему настоятелю Евгению. Вначале проявил себя хорошо, знал устав. Не думали, что изменит парафии и переметнется к тем, кого называл врагами, — говорит отец 33-летний Николай, нынешний настоятель Свято-Троицкой общины УАПЦ.
— Московские попы войну начали. Забрали кадила и хоругви, ризы священников. Прихожан автокефальной церкви называют гуцулами и бандерштадтом. Село разделилось, — говорит депутат сельского совета Владимир Пулях, 51 год. Стоит возле автомобиля и поправляет мокрую футболку. С солнечной стороны переходит в тень под дерево.
— Сельский председатель начала давить на прихожан и требовала переходить в Московский патриархат. Пугала увольнениями с работы. Односельчанину Валерию не давала справку на ребенка, пока не написал заявление о выходе из автокефальной церкви. Отцу Богдану прихожане помогли купить автомобиль, кормили и заботились о нем. А он всех предал, — добавляет 52-летняя Людмила Бугрий. Опирается на костыли.
— Это слухи. Я ничью сторону не занимаю, — говорит сельский председатель Любовь Снег, 49 лет. — Хотели иметь в селе свой храм, а начались межконфессиональные ссоры.
К людям подходит отец Богдан в черной рясе. Крестьяне начинают кричать. Требуют отдать ключи от церкви.
— Я услышал голос общины, которая решила перейти в Украинскую православную церковь (Московского патриархата. — ГПУ). Она каноническая, ее признают во всем мире. Восстановление храма было главным желанием людей. Нам пообещали найти спонсоров, которые помогут. Из этой толпы ко мне в церковь ходили лишь две женщины, — рассказывает отец 27-летний Богдан Гарагуля и идет в сторону центра села. Люди возмущаются.
Храм расположен на территории агрофирмы "Троицкая".
— Я ничего не знаю о церкви. По документам это склад. Оформляем бумаги на него. Руководство в Киеве должно решить, кому его передать, — говорит директор агрофирмы Николай Мироненко, 53 года.
Комментарии
3