"Около одиннадцати вечера слышу, свекровь меня зовет. Думала, может, в дом зайти не может, — рассказывает о происшествии, которое случилось ночью 29 апреля, жительница села Губча Староконстантиновского района Хмельницкой области Валентина Тимощенко, 70 лет. — Открываю, а она вся пылает! Я за ведро воды и на нее. Огонь немного уменьшилсяс. Рукава уже гасили какими-то тряпками. Свекровь от свечи загоре лась. Мы ими везде светили, потому что за три дня до этого нам свет отрезали без предупреждения".
Село Губча — в 20 км от райцентра. Когда-то здесь был лучший колхоз района. Сегодня — руины больших ферм и хранилищ. Кто мог из крестьян, тот выехал в райцентр или в Хмельницкий.
— Сначала из фермы сняли окна и двери, — говорит проходящий мимо руин мужчина. — Потом крышу. Напоследок разбили блоки фундамента, вытянули арматуру и продали на металл. Все деньги пропили.
Кто мог из крестьян, тот выехал
Во дворе бывшей школьной технички Татьяны Самчишиной разруха. Скота и птицы нет, входной звонок не работает. Из веранды в лицо ударяет затхлый воздух. Переступив порог сеней, оказываюсь в темноте. Зацепившись за разбросанные вещи, нащупываю щеколду дверей в комнату. Свет падает из небольшого окошка. Посреди комнаты на топчане сидит пожилая женщина. Представляется невесткой Татьяны Самчишиной Валентиной Тимощенко.
— Мы с мужем Толей приехали на Украину пятнадцать лет назад, — рассказывает по-русски. — Жили в России. Муж в армии служил. А когда вышел на пенсию — поехали на его родину.
Валентина жила в доме со свекровью. Муж и свекор умерли. Раньше женщины держали кур, свиней. Когда постарели, обходились пенсиями. Свекрови было 92 года. Дом зарегистрирован на Валентину Тимощенко.
— Это все Валя виновата, — говорит соседка Надежда Колесник. — Она любит выпить, и сильно. Каждый месяц брала у бабы 30–50 гривен на коммуслуги, но за свет не платила. Сколько же того электричества нагорело? У них только две лампочки, нет электрической плитки, камина. Электрики неоднократно приходили ко мне. Может, и Вали что говорили.
Когда баба загоре лась, на ее крики сбежались соседи. Рассказывают, что старуха сильно попекла руки, грудь, голову. Когда ее раздевали, нашли в карманах 450 грн. С этими деньгами ее и повезли ночью в больницу. В ночь на 10 мая в реанимации она умерла.
— Обгоревшей была треть тела. Такие травмы тяжелые и для молодого человека, а для бабушки вообще критические, — говорит завотделением анестези ологии и интенсивной терапии районной больницы Степан Кармалита.
В Староконстантиновских районных э летросетях рассказывают, что отключают потребителей по закону Украины о "Правилах пользования электроэнергией для населения".
— Здесь о сумме долга ничего не сказано, — доказывает заместитель начальника Владимир Чучерилов. — Имеем право отрезать и за одну гривню. Но не делаем этого, просим оплатить. В районе 100 населенных пунктов и только десять контролеров. Проверяющий может попасть в дом раз в году. В большинстве случаев обращает внимание не на сумму долга, а на период неуплаты. Отрезаем, если не платят годами.
Валентина Тимощенко последний раз платила за свет 26 августа 2005 года — 30 грн 67 коп. На 29 апреля этого года долг составлял 121 грн 62 коп.
Комментарии
1