После обеда 22 мая в харьковской школе №3 распылили неизвестное вещество. Дети жаловались на слабость и утрудненное дыхание. Учебу приостановили. 37 учеников госпитализировали, из них четверо — в реанимацию. За помощью к врачам обратилась также одна преподавательница.
— Вдруг начало жечь в горле, было сложно дышать. Разболелась голова. Я закрыл нос футболкой. Учителя открывали окна. Никто не понимал, что происходит, — вспоминает шестиклассник Ярослав Григоров, 12 лет.
Посторонних людей в тот день в школе не было, утверждают в учебном заведении.
— На входе есть охранник, он всех родителей знает в лицо, — говорит директор 59-летняя Валентина Космина. — Во время учебного процесса двери в школу закрыты на замок, никто посторонний зайти не может. Газ распылили на втором этаже в мужском туалете. Допускаем, это сделал кто-то из учеников. Пострадали дети пятых-шестых классов. Ранее подобного не случалось.
В полиции открыли уголовное осуществление по статье "хулиганство".
— Хотели сорвать занятия. Эта версия проверяется, — говорит Оксана Калмыкова из областной полиции.
С первого сентября все школы Харькова будут охранять за счет городского бюджета — в связи с отравлением детей. Об этом заявил городской председатель Геннадий Кернес, 58 лет. Больше ста учебных заведений до конца года планируют оборудовать системами видеонаблюдения.
21 мая учебный процесс приостановили в николаевской школе №6.
Во время перемены там распылили аэрозоль с резким запахом. Ученикам пятых-восьмых классов стало плохо. 380 школьников эвакуировали из здания. 38 детей попали в больницу, двое — в реанимацию.
— У детей слезились глаза, их тошнило, было трудно дышать. В школу сразу выехали "скорые", — говорит 49-летний Юрий Багрянцев, спикер областного управления здравоохранения. — Учеников осмотрели и назначили лечение. Анализы крови и мочи у них в пределах нормы.
Школьные кабинеты проветрили. Эксперты сделали замеры воздуха. Вредных веществ не обнаружили. Учебу возобновили на следующий день.
Первыми неизвестным веществом отравились ученики школы №8 в Черкассах.
Детям стало плохо во время линейки ко Дню памяти и примирения 8 мая. В течение дня за помощью к врачам обратились 94 ребенка. Имели тошноту, головокружение, головную боль. Медики направили анализы потерпевших в Германию. Надеются, тамошние специалисты помогут выяснить причину отравления.
В тот же день на линейке в общеобразовательной школе №6 города Новомосковск на Днепропетровщине на плохое самочувствие пожаловались 19 учеников. У них кружилась голова. В больницу забрали 13-летнюю девушку, которая потеряла сознание. Остальным оказали помощь на месте.
Всего от отравления неизвестным веществом в школах пострадали 188 учеников и пятеро взрослых.
— Случаи между собой похожи, — говорит министр образования и науки 53-летняя Лилия Гриневич. — Это свидетельствует, что есть идея, как срывать учебный процесс. Дети, которые это делают, не осознают, какой вред могут нанести другим.
— Новости из школ приходят, как с линии фронта. Дети сотнями попадают в больницы и десятками — в реанимации, — говорит политолог 39-летний Кирилл Сазонов.
— В случайность не верю. За год ни одного подобного эпизода, а тут сразу несколько подряд. Вырисовывается два варианта. Первый: тотальное увлечение подростков таким развлечением. Возможно, какое-то движение в социальной сети. Или новый рецепт отмены контрольной работы. Второй вариант — диверсия. Или вы до сих пор верите в то, что у террористов есть моральные рамки относительно жертв среди несовершеннолетних?
Следует ввести должность школьного полицейского
Усилить охрану во всех заведениях образования рекомендует Министерство образования и науки. Также ограничить доступ на их территорию незнакомцам.
— Договоры об охране учебных заведений районные госадминистрации должны заключать с коммунальными фирмами после проведения тендера. Пока же родительские комитеты или администрации школ подписывают их с частными компаниями, — говорит Роман Бондаренко, 43 года, юрист общественной организации "Родители СОС". — В школах и детсадах стоит установить турникеты, камеры видеонаблюдения, тревожную кнопку сигнализации.
— В каждом учебном заведении следует ввести должность школьного полицейского. Эта практика распространена в Соединенных Штатах Америки, — советует образовательный эксперт 55-летний Виктор Громовой. — Офицер полиции постоянно работает в школе. Следит за соблюдением законности на ее территории, ведет профилактику по поводу правонарушений, следит за соблюдением прав детей. Американские школьные полицейские выступают и в роли юридических консультантов.
Комментарии