С 25 мая Калининский райсуд Донецка слушает дело основателей кредитного союза "Добробуд" - директора Сергея Гончарова и четырех его помощниц. Они выманили у вкладчиков 120 млн грн.
Заседание запланировано на 13.30. В прихожей зала заседаний собрались 50 обманутых вкладчиков. Всего по делу 3643 потерпевших из Донецкой, Днепропетровской, Киевской, Луганской областей и Крыма, дело занимает 70 томов.
— Пустите нас, или мы устроим хор Пятницкого! — кричит представительница Донецка 73-летняя Клавдия Гущина. Заседание затягивается, потому что не приехал прокурор.
— Им дано указание мучать народ, — говорит Людмила Болотская, 60 лет. Она приехала из Днепропетровска. Под 24% годовых вложила в союз 47 тыс. грн, деньги потеряла.
— А мой муж отнес сто тысяч, — перебивает ее Клавдия Гущина. — Он был умный, работал главным экономистом "Донецкугля". Не понимаю, как мог вступить в такое говно. Мы с сыном узнали, когда у мужа нашли рак, нужно было 15 тысяч на операцию. Его карточка со сбережениями была пустая. Муж умер.
— А мне мама отдала на хранение все, что отложила на смерть, — рассказывает Маргарита Мойко, 62 года. Она вложила 7 тыс. грн в кредитный союз "Славянська", 6 тыс. грн, — в "Союз пенсионеров", 2 тыс. грн, — в "Добробуд". Все организации распались. — Сейчас работаю уборщицей, а зарплату маме под видом процентов отношу. Боюсь сказать правду.
Вход в зал охраняют бойцы милицейского спецподразделения "Грифон". Вкладчики напирают.
— Пошел я умирать, — говорит 81-летний представитель Донецка Леонид Скрипник. Он отнес в "Добробуд" 60 тыс. грн. — Дурно мне.
В зал пускают в 15.00. В клетке сидит 40-летний Сергей Гончаров. Он среднего роста, лысый, на шее — несколько складок жира. Одетый в футболку и летние штаны. Четверо его помощниц — блондинки 55-летняя Антонина Душина, 58-летняя Любовь Бондар, 46-летняя Ирина Харламова, 27-летняя Татьяна Захарова, — сидят за столом. Всех пятерых обвиняют в присвоении чужого имущества организованной группой в особо крупных размерах. Им угрожает до 12 лет тюрьмы.
Подсудимых защищают 12 милиционеров.
Гончаров с трудом встает. Еле слышно рассказывает о себе. По образованию он горный инженер, зарегистрирован в городе Красноармейск, живет в Донецке на ул. Дубравной. В городе ее называют улицей миллионеров, потому что там только дорогие особняки.
— Что он там бубнит, я ничего не слышу, — говорит пострадавший Семен Фалалеев, 80 лет.
Судья делает замечание за выкрик.
С места поднимается 23-летний Дмитрий Верзилов, просит назначить его представителем потерпевших.
— А вы по этому делу свидетель, потому не можете быть представителем.
— Немедленно возьмите под стражу этих женщин. Они обманули беззащитных людей, — повышает голос Верзилов.
— Вы не на митинге, Дмитрий, — обрывает судья.
Дмитрий Верзилов в позапрошлом году создал общественную организацию "Союз обманутых вкладчиков", куда вошли обманутые члены кредитных союзов. Его бабушка потеряла в "Союзе пенсионеров Украины" 15 тыс. грн. Верзилов организовал около ста пикетов, требовал вернуть деньги и заключить в тюрьму виновных.
— Не доверяю этому суду, — вскакивает Фалалеев. — И прокурору отвод. Наши интересы некому защитить.
Одна из потерпевших хватается за сердце, ей вызывают " скорую". Судья выходит в совещательную комнату. Объявляет перерыв. Верзилов вслух читает письмо Сергея Гончарова. Накануне тот передал его через адвоката.
— Я пытался уберечь имущество, купленное за украденные у членов кредитного союза деньги, — зачитывает. — Но следственные органы вступили в сговор из Душиной и продали все имущество.
На 36 листах Гончаров рассказывает, что деньги крали путем выдачи кредитов подставным лицам. Лидером преступной группы и владелицей союза называет Антонину Душину. Она была руководителем Киевского отделения и председателем Наблюдательного совета. Пишет, что растратила 50 млн грн: купила три квартиры в Донецке, две — в столице, БМВ за 550 тыс. грн, три "Ауди А6" по 350 тыс. грн, еще 15 легковых авто. На деньги вкладчиков приобрела девять фирм, земельные участки в Киевской области и Крыму, отдыхала на Мальдивах и во Франции.
— Вот мерзавка! А когда я к тебя приходила, умоляла дать на лекарства, не дала, — бросается к Душиной обманутая пожилая женщина. Та выбегает из зала суда.
— Арестуйте всех, — слышно из толпы.
Следующее заседание назначают на 11 июня.
500 обманутых вкладчиков умерли
Кредитный союз "Добробуд" существовал с 2004 года. Всего обманули 6 тыс. людей. Уголовное дело на основателей завели 1 октября 2009 года. В январе 2010-го задержали Гончарова, арестовали 42 объекта недвижимости и 12 автомобилей союза.
— На момент ареста у "Добробуда" было имущества на 22,5 миллионов, а теперь осталось только на 6, — говорит Дмитрий Верзилов, внук одной из пострадавших. — По этому делу поменялись четверо следователей. Они сняли арест на часть имущества, потому Душина спокойно распродала квартиры. Председателя следственной группы, которую прислали из Киева, задержали при получении 25 тысяч долларов взятки. Ее в настоящий момент судят.
В Донецкой области от семи кредитных союзов пострадали 14 тыс. людей. Сергей Меркулов, руководитель инвестиционной компании "Злата Рось", должен вкладчикам 29 млн грн, $16 млн, 500 тыс. евро. Его два года разыскивают. Тиграна Арушаняна, председателя Донецкого филиала "Союза пенсионеров Украины", третий год судят. Он не отдал 14,5 млн грн. Четыре года идет суд по делу кредитного союза "Славянська". Его директор Сергей Поляхов выманил 4 млн грн у 800 вкладчиков.
— За последние два года 500 вкладчиков умерли, так и не дождавшись своих денег, — говорит Верзилов.
Комментарии
5