Ночью 2 июля полтысячи жителей райцентра Врадиевка Николаевской области разгромили участок милиции. Разбили окна, двери, ворота, забрасывали бутылками с зажигательной смесью. Возмутились, что милиционеры не задержали коллегу - капитана Евгения Дрыжака. Тот с лейтенантом Дмитрием Полищуком и таксистом Сергеем Рабиненко ночью 27 июня избили и изнасиловали продавщицу 29-летнюю Ирину Крашкову.
Врадиевка - самый отдаленный райцентр области, расположен в 180 км от Николаева. Здесь живут 10 тыс. человек. На въезде в поселок патрулирует экипаж Госавтоинспекции, виднеются грязные стены больницы, стоит пушка времен Второй мировой. В райцентре есть две 5-этажки и 4-этажный поселковый совет. Остальные - частные подворья. Населенный пункт газифицирован, но воду люди берут из колодцев.
По-украински большинство говорят
- Врадиевка - большое село, - говорит 57-летний Владимир Иванович, бывший заместитель председателя райсовета. - Здесь и живут, как в селе, а не как в городе. По-украински большинство говорят. Не только в Первомайске. Правда, есть у нас много неблагополучных - цыгане, молдоване.
На центральной ул. Героев Врадиевщины единственная гостиница - двухэтажное здание, явно нуждающееся в ремонте.
- Зато всего 57 гривен, - полноватая администратор встречает вечером 2 июля. - У нас здесь бывает и забито. Когда люди на маслозавод в командировки приезжают или еще куда.
В комнатах - старая мебель, туалет единственный на все здание - мужской, на первом этаже. Розетки работают через одну. До центра поселка добираемся пешком по неосвещенным улицам. Идем по проезжей части. Там меньше ям, чем на тротуаре.
- Сейчас у меня столько людей, что не успеваю всех обслужить, - говорит продавщица магазина.
Двухэтажный райотдел милиции в одном здании с прокуратурой и ГАИ. Рядом - поселковый совет и суд. В кабинетах милиции выбиты все окна, на сломанных пластиковых дверях видны пятна крови.
- Это мы вчера штурмом брали, - рассказывают мужчины, которые курят на лестнице.
Здесь небольшими группами стоят местные. Женщины с зонтиками. Неподалеку - палатки от партий "Свобода" и "Батьківщина".
- Будем стоять до утра. Иру здесь все знают. Она в магазине торгует, - говорит худощавый мужчина лет 35. - Такая приятна женщина, всегда веселая. С каждым заговорит, каждому улыбнется. Ее магазин напротив гостиницы. Она лет 10 у этого хозяина работает. Сначала там киоск стоял, так она и зимой торговала, и в жару. А лет шесть тому назад он построил магазин.
- Что о той мусарне говорить, - люди кивают на участок. - Подонки, маньяки. Нас не защищают, а убивают. Сколько людей замучили, замордовали, навесили чужих преступлений. А с заявлением можешь и не ходить - посмеются в лицо и выгонят.
В полночь в райотдел приезжает народный депутат Николай Катеринчук с несколькими помощниками. Одет в костюм. Его обступают люди.
- Вот вы завтра уедете отсюда, а нас опять будут бить, - кричит здешний в спортивных штанах и резиновых тапочках.
- Никто не тронет, - отвечает нардеп. - Мы подключились, чтобы вас не трогали. Я буду дежурить до утра, завтра приедут депутаты, сменят меня. Полищука и Рябиниченко задержали. Сейчас в Николаеве решают, что делать с Дрыжаком. Прокурор говорил, что его тоже арестуют, но есть юридические тонкости. Завтра ожидаем решения суда.
- Мы пошли на штурм, потому что не могли выдержать этого беспредела, - рассказывает высокий усач в синей кепке. - Вчера даже люди с детьми поприходили. Сначала разбили фонари. Менты пару раз пальнули. Тогда обозленная толпа начала бить окна и двери. Менты забаррикадировались в подвале, начали смалить "Черемухой". Сволочи.
Такая приятна женщина, всегда веселая. С каждым заговорит, каждому улыбнется
- Вчера к нашим ментам приезжал их крышеватель Парсенюк (руководитель областной милиции Валентин Парсенюк. - "ГПУ"), - говорит женщина в черных брюках. - Стал на въезде во Врадиевку. Там были автобусы с "беркутовцами". Вышел к нам, начали говорить. Он позвонил кому-то в область, сказал забрать "Беркут". Потому что, говорит, врадиевцы не сошли с ума, а нормально и адекватно говорят. Это при всех такое сказал. В области думали: если Врадиевка развалила мусарню, то люди одичали.
- Сегодня из соседних сел и на базар не могли добраться. Нагнали ментов, останавливают рейсовые автобусы, - перебивает местная лет 30. - Боятся, чтобы не приехали нас поддержать из других городов. А приехать хотят и из Николаева, и из Первомайска. За нас Кировоградская область, Одесская, Черкасская. Даже из Киева звонят, готовы помочь. Когда будут ехать, пусть нас предупредят. Мы расскажем, как полями добраться, чтобы менты не поймали.
Люди наперебой жалуются Николаю Катеринчуку на милиционеров.
- Менты здесь такое устраивают, что нам некуда деваться. Каждый второй был под следствием или вызывался, - делится мужчина в спортивном костюме "Адидас". - Помогите, вы же депутат. Они теперь нас постоянно таскать будут.
Нардеп кивает головой.
- А у меня недавно украли лошадь, - к Катеринчуку пробирается 44-летняя Мария Держакова. - Так пришел участковый, говорит: "Давай 100 гривен, и вернем. А нет - так ищи сама". Я дала. А они привели какую-то дохляку, которая еле ходит. Мою Машку так и не нашли.
Утром 3 июля возле райотдела уборщица в цветастом халате вымачивает тряпку, которая когда-то была зеленой майкой. Трет закопченную кафельную стену. Двери не моет, потому что запретил следователь. На них остались отпечатки пальцев крестьян.
- Сегодня должен приехать новый начальник из Николаева, так перед ним мою, - опускает глаза.
В райотделе два милиционера забивают выбитое окно клеенкой. На вопросы не реагируют, прячутся внутри. К участку в камуфляжной куртке подходит Владимир Полищук, отец задержанного Дмитрия Полищука. На входе его встречает полный милиционер в бронежилете и шлеме:
- Вы к кому?
- Меня вызывал следователь. Я отец Полищука. Мой сын не виноват. Не понимаю, почему его делают насильником.
Из магазина выходит немолодая женщина, садится на велосипед "Украина".
- Он немного того, - показывает на Полищука и крутит у виска. - Бывший юрист, но имеет проблемы. А так добрый мужик.
Палаток "Свободы" под райотделом нет.
- Среди ночи из милиции вышел прапорщик, сначала сбил флаг, потом повалял палатку, - говорит 60-летний Николай Калиняк, который дежурил в палатке. - Показал нам "фак" и убежал. А в шесть утра приехали четыре автобуса "Беркута". Это на смену дежурившим.
В 15.00 на стене здания появляется объявление, что в здании ГАИ работает комиссия из МВД. Кроме милиционеров, внутрь никто не заходит.
- Люди боятся, - объясняет 23-летняя Галина Степанюк. - Пойдут жаловаться, а их сфотографируют и скажут, что это они побили участок. Милиционеры всех повычисляют и пересажают.
Евгения Дрыжака арестовали на два месяца
Полдень 26 июня. С продавщицей продуктового магазина в райцентре Врадиевка на Николаевщине 29-летней Ириной Крашковой заигрывает капитан местной милиции Евгений Дрыжак и лейтенант Дмитрий Полищук. Женщина не реагирует.
Вечер 26 июня. Ирина Крашкова идет в местный парк аттракционов. За вход платит Дмитрий Полищук.
Полночь 27 июня. Ирина направляется домой. В 400 м от хаты на ул Маяковского возле нее останавливаются "жигули". За рулем - таксист Сергей Рабиненко, в салоне Евгений Дрыжак и Дмитрий Полищук. Это фиксирует камера видеонаблюдения, установленная на магазине №10. Крашкову затягивают в салон, вывозят в лесополосу к селу Сырово, насилуют и бьют. Ирина теряет сознание, ее забрасывают листьями и ветвями, оставляют.
Ночь 27 июня. Ирина приходит в себя. Видит, что ее ищут трое мужчин. Прячется в листьях. Когда те уезжают - гола ползет к мельнице, откуда ей вызывают "скорую". Потерпевшую отвозят в больницу, диагностируют три перелома черепа.
Утро 27 июня. Ирина рассказывает о нападении медикам, те сообщают в милицию. В больницу приходят нападавшие и брат Геннадий с женой. Ирину оперируют и отвозят в Николаев.
День 27 июня. Дмитрия Полищука и Сергея Рабиненко задерживают. Во Врадиевку приезжает крестный отец Евгения Дрыжака - начальник областной милиции Валентин Парсенюк. В райотделе появляется видеозапись, на которой видно, что Дрыжак дежурил в участке в ночь изнасилования. По делу он фигурирует как свидетель.
30 июня. Врадиевский районный суд избирает меру пресечения задержанным. Полищука и Рабиненко арестовывают на два месяца, Дрыжака отпускают на подписку. Под судом собираются три сотни местных, требуют его задержать. Капитан ходит по городу и угрожает активистам. Возмущенные люди пытаются перевернуть автозак. Из Николаева приезжают два автобуса с "беркутовцами", из соседних районов - милиционеры.
1 июля. К Врадиевскому райотделу сходятся полтысячи местных. Министр внутренних дел Виталий Захарченко устраняет от обязанностей начальников районной и областной милиции. Во Врадиевку приезжают новые автобусы с "беркутовцами"
Ночь на 2 июля. 500 врадиевцев штурмуют райотдел. Трощат окна, бьют милиционеров, забрасывают бутылками с зажигательной смесью.
2 июля. На митинге присутствуют 600 местных. В поселок прибывают народные депутаты Андрей Парубий, Павел Ризаненко, Николай Катеринчук, глава областной госадминистрации Николай Круглов, начальник Главного штаба Министерства внутренних дел - Владимир Березан. Генеральный прокурор Украины Виктор Пшонка освобождает от должности прокурора Врадиевского района Сергея Мочалко. Дело берет под контроль президент Виктор Янукович.
3 июля. Во Врадиевку приезжают автобусы с "беркутовцами". К протестующим выходит вновь назначенный начальник милиции Валерий Коба. Центральный райсуд Николаева постановляет арестовать Евгения Дрыжака на два месяца.
"В трезвую голову такое не придет"
Ирина Крашкова с сыном 11-летним Дмитрием и матерью 69-летней Марией Кирилловной живут в частном доме в 1 км от центра Врадиевки. Муж бросил Ирину, когда она была беременна. Поехал на заработки и не вернулся.
Дом Крашковых - небольшой. Во дворе чисто, двор засеян травой. В изгороди пасутся утки. Возле порога - большой цветник.
- Это звери, ублюдки, - при входе стоит 39-летний Игорь Крашков, старший брат Ирины. Он приехал из города Мариуполь Донецкой области. - В трезвую голову такое не придет. Они были явно под наркотой. Перед тем и по дискотекам кутили, видать, и алкоголь был.
Мужчина говорит, в хате нет телевизора. Не забирает его из ремонта, чтобы больная мать не смотрела новостей.
- В Николаеве возле Иры брат Геннадий с женой дежурят, - говорит. - Следователь приносил Ире четыре фотографии на опознание. Она сразу показала на тех троих. А четвертый был какой-то левый.
В хате на новом диване сидит Мария Кирилловна. Плачет, прижимает кулаки к щекам.
- Убивали мою деточку, мою младшенькую, - голосит.
Комментарии
167