Случай с Максимом Шолотюком объясняет Ольга Спектор, директор общества "Юридическая контора Спектор". Специализируется на медицинском праве.
— Относительно трансплантации органов в Украине действует презумпция несогласия. То есть если человек при жизни не позволял использовать органы, после смерти их никто не имеет право изымать. В России наоборот. Если живой не написал отказ — когда умрет, можно вырезать. По статье 62 Конституции России, иностранцы имеют такие же права и обязанности. Ограничений относительно закона "О трансплантации органов или тканей человека" нет. Российские врачи ничего не нарушили.
В каких странах действует презумпция согласия на изъятие части тела?
— В Финляндии, Швеции, Бельгии, Франции, Италии, Австрии. Однако в этих государствах процедуру жестко контролируют, злоупотребления со стороны врачей недопустимы.
Почему в Украине ее до сих пор не ввели, ведь люди нуждаются в донорских органах?
— Уровень донорского сознания украинцев слишком низкий, чтобы узаконить презумпцию согласия. Людям не объясняют благородность донорства, не убеждают спасать других. Украинцы безразлично относятся к такому процессу, потому что в прессе часто бывает информация о "черных трансплантологах", которых никто не наказывает.
Иностранные медики должны сообщать родственникам, что у пациента изымают органы?
— В российском законодательстве такое требование не прописано. Не врачи должны искать родных и спрашивать согласия, а родственники — искать врачей и заявлять о несогласии.
Возможно ли доказать, что российские медики вырезали органы еще у живого Максима?
— Очень трудно. Там были случаи, когда операцию по пересадке прерывали милиционеры, узнавшие, что у человека не наступила биологическая смерть. Однако наказать медиков не удалось — суд их оправдал.
Родители претендуют на компенсацию за изъятые у сына органы?
— В России запрещена их покупка-продажа, пересадки происходят бесплатно и в государственных клиниках. Шолотюки не имеют доказательств того, что органы сына продали. Ущерб никому не нанесли, поэтому и компенсировать нечего.
Изымают у мертвого человека?
— Только у того, у которого еще не остановилось кровообращение. Если кровь не циркулирует — органы отмирают. Трансплантация возможна и законна только тогда, когда врачи констатировали биологическую смерть, то есть гибель головного мозга, однако поддерживают кровоток и вентиляцию легких.
Комментарии