Богдану Дубровцеву 8 месяцев. Его мать 28-летняя Татьяна из села Пилипы Деражнянского района Хмельницкой области не может оформить помощь на ребенка. Потому что не имеет ни паспорта, ни жилья. Из документов - только ксерокопия ее свидетельства о рождении. Из-за этого в прошлом году в ноябре ее лишили родительских прав на двоих старших детей. 11-летнего Алексея и 6-летнюю Викторию забрали в интернат. После рождения младшего сына живет в Хмельницком областном социальном центре матери и ребенка.
18 лет тому назад Татьяна с матерью Надеждой Дубровцевой и братом Андреем переехали из России в Харьковскую область, там мать сошлась с мужчиной. В 1997-ом перебрались в Хмельницкую область в село Пилипы Деражнянского района. Через четыре года тогда 17-летняя Татьяна начала жить с односельчанином Анатолием Лысаком.
- Толе было 37 лет. У него кирпичный дом, хозяйство, - рассказывает Татьяна Дубровцева. - Родились у нас двое деток. Помощь на них оформила через мужа. В селе работала дояркой, никто у меня паспорт не спрашивал. А потом стали штрафовать. Я старалась не попадаться участковому на глаза.
Поехала в Киев в консульство России, чтобы сделать документы. Оттуда ее направили во Львовское российское консульство.
- Из Львова дали запрос на Ижевск, где мы когда-то жили, - говорит Татьяна Дубровцева. - Мама и брат были зарегистрированы, а я - нет. Россия не подтвердила, что имею русское гражданство. На том все и заглохло. Муж стал пить. Я от него ушла к Руслану Маланчуку. Мать умерла, брата в прошлом году убили.
Детей воспитывала мать первого мужа.
- Таня наведывалась к ним, - рассказывает 73-летняя Евгения Куц из Пилипов. - Дети такие трудолюбивые. Потом у Тани родился еще один мальчик. Но Руслан украл у бабы мешок фасоли и его посадили. Она осталась сама с маленьким ребенком.
Помощь на ребенка оформить не успели.
- К нам бывает привозят таких мам, что ничего не умеют делать, - рассказывает Алла Шеремет, 43 года, директор центра, где живет Татьяна Дубровцева. - А Таня и постирает, и ребенка накормит, в комнате уберет. Здесь бывали такие, что только деньги на ребенка получит, и сразу бежит за спиртным. А эта не пьет, не курит. Навещает детей в интернате. У меня к ней нет никаких претензий. Жаль ее, хотели с документами помочь. Но она не является гражданкой России, и не является гражданкой Украины.
Государственная помощь при рождении ребенка составляет 27 тыс. грн. Треть выплачивают сразу, остальное - в течение двух лет. Обратиться в отдел соцзащиты по месту регистрации надо в течение 12 месяцев. Как мать-одиночка Татьяна могла бы получать еще 261 грн ежемесячно.
Хата в селе Пилипы стоит в среднем 5-7 тыс. грн.
- Я очень хочу сделать документы, купить хату, и забрать детей из интерната, - вытирает слезы Татьяна Дубровцева. - Я же к ним как поеду, то мы все плачем взахлеб. Они меня не пускают, говорят, что хотят домой. А куда я их заберу? Муж выйдет через три года. А в центре я могу быть не больше полутора лет. Что буду делать без денег, документов, родных и с маленьким ребенком? Заберут еще и Богданчика. Если у кого-то есть возможность помочь с документами, очень прошу, помогите. Родила троих детей, а паспорта никогда не имела.
- Таня трудолюбивая, но бедовая, и жизни нет, - говорит односельчанка Галина Буга, 73 года. - И хата Русланова почти разваливается. Там пять человек живут и все любят выпить. Туда ей никто детей не отдаст. А если бы ей какую хату, то она бы хозяйничала
Документами для Татьяны занимается Центр социальных служб семьи, детей и молодежи Деражнянской райгосадминистрации.
- Мы обратились в консульство России. Нам предоставили копию свидетельства о ее рождении, - рассказывает директор центра Мария Борисюк, 32 года. - Нашли отца Татьяны. Он удмурт. С матерью они были разведены. Таня там не была нигде прописана. Нам нужна справка, что она не является гражданкой России. Тогда эту справку подадим в наш Деражнянский паспортный стол.
- Если российское консульство выдаст справку, что они не имеют никакой информации о Татьяне Дубровцевой, тогда мы будем считать ее лицом без гражданства. Поскольку она имеет детей от гражданина Украины и живет здесь, то может обратиться, чтобы получить разрешение на эмиграцию в нашей стране, - рассказывает начальник сектора паспортной работы, гражданства и регистрации физических лиц Наталия Рожкова.
Комментарии