— Я ночью возвращался домой, услышал крик на помощь. Бегом кинулся к ним. Уже все горело. Вызвал пожарников, побежал к соседке — протянули от нее шланг. Чтобы хоть немного сбить пламя, начали поливать. Юра первой выбросил на улицу свою жену Иру, потом вытянул племянника Ярослава и сестру Люду. Вскочил в дом за сыном Ромой и оттуда уже не вернулся, — рассказывает 33-летний Александр Нефтич из поселка Великая Дымерка Броварского района Киевщины. Он первый побежал на помощь соседям — семье Васюков.
В ночь на 27 мая их дом загорелся около часу ночи. Все спали — мать и трое ее взрослых детей со своими семьями. Сгорели пятеро: хозяйка Наталия Васюк, 52 года, ее сын 25-летний Юрий, дочь — 28-летняя Людмила Непотрибная, внуки 3-летний Роман и 7-летняя Ольга. Еще четверо получили ожоги: сын 31-летний Сергей, зять 29-летний Владимир Непотрибный, внук 4-летний Ярослав Непотрибный и невестка 25-летняя Ирина.
Юрий Васюк жил в мамином доме с женой Ириной и сыном Романом. Сергей — сам воспитывал дочь Ольгу. Их сестра Людмила с мужем и сыном приехали на выходные из Киева — помочь полоть картошку.
— Люди наговорили разного, но дымерские пожарники приехали быстро — через 7 минут, — продолжает Александр Нефтич. — Они сбили немного огонь, но закончилась вода, поехали на дозаправку. Тут уже прибыли пожарники из Броваров. Те даже рукав не разматывали. Взяли тот, что оставила предыдущая бригада. Но было поздно. Ира говорила, что они легли спать в 23.30. Гореть начало через час. Загорелась спальня. Когда Людмилу вытянули, она была еще жива. Хрипела, нужна была кислородная маска. От отравления угарным дымом умерла.
Владимира Непотрибного отвезли в Киевский ожоговый центр. Ирину Васюк и Ярослава после осмотра врачи отпустили — у них незначительные травмы. Сергей — в ожоговом отделении Киевской областной больницы. Его уже перевели из реанимации.
В палате Сергей лежит на животе. Услышав чужой голос, медленно садится. Руки забинтованы от ладоней до локтей, а также левое плечо и грудь. На лбу ожог диаметром сантиметров 5, локти ободраны, на пальцах нарывы.
— Все уже спали. Я услышал крик Юры. Не мог понять, что делается. Везде был огонь, — Сергей говорит медленно и тихо. Иногда кривится от боли. — Юра сделал глупость, что открыл дверь в ту комнату, где все загорелось. Нужно было зайти со двора и открыть окно. А он сделал сквозняк, и огонь мгновенно раскинулся на весь дом. Я выбил окно в комнате и выскочил на улицу. Кричал Ире, чтобы все бросала и выбегала. Только вылез, как услышал плач Ярослава. Вернулся через окно, ухватил его и вытянул из того пекла. Хотел еще раз залезть, но уже не мог. Воздух внутри такой горячий, что забивало дыхание. Я пошел к дороге. Там присел. В голове кружилось. Меня забрала "скорая". Больше ничего не помню, — поправляет правую руку, осторожно кладет ее на колено. — У Володи только руки немного обожжены. А у Иры и Ярослава вроде все нормально. У меня немного хуже со здоровьем. Все печет. Особенно руки, там много порезов. Поранился, когда выбивал окно. Колют антибиотики, капельницу ставят, перемотки постоянно делают. Когда пойду на выписку, пока не говорят.
Вся семья ездила на работу в Киев. Наталия Васюк работала санитаркой в столичной поликлинике. Сергей и Юрий устроились в водоканале. Ирина была в декретном отпуске с сыном Романом. Владимир и Людмила Непотрибные работали торговыми агентами в частной фирме.
Дом Васюков на три комнаты расположен на ул. Петровского, 89, на окраине поселка. Дом выгорел почти полностью. За полутораметровым забором, услышав голоса, лает пес, прячется в конуру. К дому ведет тропинка, выложенная из бетонных плит. Крыша сгорела. Внутри много обугленных вещей. В гостиной под дверью поплавленные игрушки. В небольшой комнате справа стоит стиральная машина — от нее остался металлический каркас. Крайняя комната выгорела больше всего. В ней не осталось ничего, кроме пепла. В соседней спальне на тумбочке — расплавленный компьютер. На полу книга Стивена Кинга "Когда упадет темнота". На столе под выгоревшей оконной рамой почти невредимый семейный фотоальбом. Все пропахло застоялым дымом.
Через дорогу живет семья Рахматулиных. В летней кухне готовит есть Екатерина Ивановна, 62 года.
— Я встала от шума за окном. Тогда уже тела грузили в машину, — отрывается от работы. — Страшно выходить и видеть эту руину. Семья у них была хорошей, трудолюбивой. Люда хорошо вышла замуж.
28 мая погибших похоронили на сельском кладбище.
— Мы все ходили на похороны. Ужас. Было все село, — говорит Екатерина Ивановна. — Организовала похороны, наверное, братиха (сестра покойного мужа Наталии Васюк. — "ГПУ"). Она возле них живет.
Пожар произошел из-за короткого замыкания электропроводки, по предварительной версии эмчаэсников.
Проводку нужно менять во время каждого ремонта
— Замыкание происходит от плохого контакта проводов, — объясняет столичный электрик Игорь Зубенко, 36 лет. — В доме в Великой Дымерке вероятнее всего причиной стала изношенность проводки. Возможно, в каком-то месте изоляция кабеля расплавилась. В это уязвимое место что-то попало. Например, влага от сырой стены. В том месте начинает искрить, потом загорается провод и огонь перекидывается на легковоспламеняющиеся предметы в помещении — обои, шторы. Замыкание может быть и от перегрузки сети — если в одно и то же время включить большое количество бытовой техники. Тогда провод нагревается, изоляция плавится. Но ночью вряд ли работало много приборов.
Чтобы оградить себя от таких аварий, во время каждого ремонта в доме нужно менять проводку. Раньше все пользовались алюминиевым проводом. Сейчас советую выбирать медный — он выдерживает большие нагрузки.
Комментарии
4