17 января в доме пенсионеров Нины и Павла Коников из села Павловка Калиновского района Винницкой области зазвонил телефон. Звонил украинский консул в Испании Виталий Вдовенко.
— Ваш сын Олег вчера трагически погиб в городе Оренсе, в области Галисия, — услышало супругов. — Его тело в холодильнике городского морга.
29-летний Олег Коник работал в Испании 4 года. Нанялся на работу на лесоповале — управлял машиной, которая пилит деревья. Как и почему он погиб, родным так и не удалось точно выяснить. Тело мужчины кремировали в Испании. Его смерть признали несчастным случаем, и судмедэкспертизы после смерти не проводили. По словам родных, Олега нашли с пулей в голове.
— Олежка говорил, что в этот раз едет на заработки в последний раз, — вспоминает Нина Коник. — Хотел купить машину и поехать с женой и сыном на море. У них с Мариной как раз десятая годовщина свадьбы была.
Поехать за телом покойного Олега родственники смогли только на 40-й день после смерти. В Испанию полетела его сестра, 32-летняя Татьяна Любчик. Домой ей удалось привезти только урну с прахом брата. Испанские службы выдвинули условие — останки Конька позволят транспортировать через границу только в виде пепла. Мол, по-другому это будет нарушением санитарных норм.
— Мы не знали, к кому обращаться в Испании, не знаем языка. Украинский консул Вдовенко не спешил нам помогать, — рассказывает Татьяна. — Наоборот, постоянно отговаривал нас перевозить тело и настаивал на кремации. Когда мы не согласились, начал поднимать цену за транспортировку тела. Сначала просил пять тысяч евро, потом поднял до десяти.
— Мы сделали все, чтобы похоронить сына дома, — перебивает Нина Коник. — На поездку в Испанию истратили 30 тысяч гривен.
В Испании Татьяну встретил Елио из города Замор. У него покойник работал, пока не устроился к своему последнему работодателю Камило. Елио отвез женщину в город Оренсе, где погиб брат. Камило Татьяна не могла найти — никто не говорил его мобильного телефона. Не удалось ей найти и никого из друзей Олега.
— Как я должна была понимать, что они по-своему болбочут? — вздыхает женщина.
В полиции Татьяне отдали вещи брата: обручальное кольцо, золотую цепочку, мобильный телефон. В его паспорте лежали 20 евро, а в мобильном нашла несколько имен украинцев, с которыми Олег общался в Испании.
— Я нашла телефон какого-то "дяди Пети из Мадрида", — вспоминает Татьяна. — Позвонила. Он сначала говорил, что не знает никакого Олега, а потом буркнул: "Он давно уже похоронен".
Оказалось, что Олега похоронили до приезда родных. Консул Вдовенко не сказал об этом.
— Его похоронили еще 19 января как неизвестного, — возмущается Татьяна. — Гроб залили цементом и поставили номер 82.
Голова брата была совсем размозжена. Как будто в нее стреляли
Родные Олега требовали отдать тело на перезахоронение. Полиция согласилась при условии, что его кремируют. Еще и требовали 2 тыс. евро. Перед сжиганием Татьяна глянула в гроб. Тело брата было разрезано от горла до низа и стянуто толстой нитью.
— Это свидетельствует о том, что вскрытие тела Олега все-таки делали, — плачет женщина. — Так где же тогда результаты экспертизы? Нам сказали, что это был несчастный случай. Но я видела, что голова брата была совсем размозжена. Как будто в нее стреляли.
Сразу после смерти Олега Коникам звонил по телефону один из украинцев, который также работает в Испании. Люди не говорят, как его зовут. Возможно, не помнят. Или же не хотят создавать мужчине проблемы — большинство украинцев работают в Испании нелегально.
— Тот мужчина видел, как Олег ругался с хозяином Камило, — вспоминает Татьяна. — Олег сел в машину и уехал. Через час Камило отправился за ним на бусе. На следующий день брата нашли мертвым.
В последний день Татьяна через суд разыскала Камило. Он сказал, что помогал Конику, когда тот у него работал, и уже ничем больше не поможет. Родные подтверждают, что раньше у Олега с работодателем были хорошие отношения.
— Почему тогда он прятался он нас? — удивляются Коники.
В настоящее время жена Олега, 29-летняя Марина оформляет документы на пенсию для их 9-летнего сына Владислава. Это сделать сложно, поскольку в Украине муж работал всего 5 лет. Использовать его трудовой стаж в Испании не удается. Мужчина находился там легально, говорят родные. Однако посольство Испании в Украине не отдает Коникам контракт их сына.
Родственникам сказали, что в августе им сообщат результаты расследования обстоятельств смерти мужчины. Однако не сделали этого.
После смерти Олега Коника на его адрес в Оренсе поступило письмо. Когда Татьяна перевела с испанского языка сообщение, оказалось, что это — напоминание об уплате медицинской страховки от несчастного случая на производстве.
— Брат работал легально, платил медицинскую страховку, — возмущается женщина. — И мы ничего не можем у испанцев добиться. На нас никто не обращает внимания.
В министерстве иностранных дел Украины подтверждают, что тело Коника похоронили в Испании 19 января 2007 года. Украинских дипломатов не предупредили, что Олега хоронили без разрешения родственников. 8 февраля посольство Украины в Испании послало письмо в испанский МИД. Призывали не допускать подобных захоронений без ведома родственников и украинского посольства.
Комментарии
2