Шесть лет отработал у цыган 22-летний Михаил Ковальчук из села Смолдырев Барановского района на Житомирщине. Пять раз убегал из плена. Но хозяева его ловили, били и возвращали назад. С шестой попытки мужчине удалось вырваться. Он находится под защитой международной правозащитной организации в Житомире. Рассказал, что кроме него в хозяйстве батрачат еще шесть человек.
Местные напуганы. Говорят, о рабстве в селе знали милиция и сельский председатель Николай Гайдук. Он с цыганом — кумы.
— Главный в цыган — Александр Юзепчук. Варят водку и торгуют ею. Как начался этот скандал, милиция вывезла с два десятка бидонов браги, вылили на поле. Цыгане держат большое хозяйство — кони, коровы, свиноматки. За всем уход нужен. Вот и набрали на работу бедноты, сирот, которых некому защитить, — рассказывает Надежда из Смолдырева, фамилию не называет.
Михаил Ковальчук из многодетной семьи. Имеет старшего брата Дмитрия и трех сестер. Опекунство над ним оформила сестра Елена, когда в 2008 году умерла их мать. Отец умер еще раньше.
— Он не глупый парень. После школы пошел в ПТУ в Барановку. Отучился, наверное, год. Приехал на каникулы и встретился с тем Александром, — продолжает женщина. — Цыган предложил подзаработать. Михаил помогал резать металл, по хозяйству хозяйничал. Деньги ему какие-то платили, имел на хлеб и папиросы.
Через полгода Александр помог Михаилу поехать на заработки в Москву. За восемь месяцев парень получил 8 тысяч долларов. Деньги и документы отдал Юзепчуку, чтобы тот перевез через таможню. А цыган забрал все. Сестра говорила, что даже карточку с сиротской пенсией. Кроме Михаила на хозяйстве работал его брат Димка. Все там за миску супа горячего работали. А для милиции, когда приезжала, хозяин столы накрывал, шашлыки жарил.
Цыганского лагеря в Смолдыреве нет, говорят в сельском совете. Ромской национальности только 40-летний Александр Юзепчук. Его жена, 39-летняя Елена, — украинка. Имеют двух дочерей и сына. С ними живет мама Елены. А историю с рабством выдумал местный предприниматель, чтобы отомстить.
— Заговорили об этом месяца два назад. У владельца двух продуктовых магазинов Валерия Карпишина пропала жена Людмила, — рассказывает сельский председатель Николай Гайдук, 49 лет. — Оказалось, уехала жить в Луцк к троюродному брату Юзепчука. Тот гостевал в селе. Наведывался в магазин, где Люда торговала, — кофе попить, пива. Так познакомились и влюбились. Пока Валеры не было дома, Люда взяла стиральную машинку, телевизор, деньги из двух магазинов и убежала. Забрала младшего сына. Старшая их дочка учится в университете. Валера решил, что убегать ей помогал Саша Юзепчук, потому что у него есть бус. Люди в сельсовете слышали, как говорил: "Я цыганам все равно отомщу".
Юзепчуки имеют большое хозяйство — двух бычков, трех коров, коня и 14 свиней. На работу нанимают людей. Один из работников у них живет.
— Алексей у них работает 13 лет. Он с Хмельнитчины. Говорит: я одет, накормлен, мне платят деньги. Юзепчуки о нем заботятся. Месяца четыре назад делали ему день рождения на 30 человек в кафе "Вулык". Так какой же он раб? Свободно передвигается. За кормами для животных в соседнее село ездит. На танцы ходил, с бутылкой пива сидел с молодежью.
Ковальчуки раньше жили в селе Зеремля Барановского района. Перебрались в Смолдырев. Здесь 680 жителей. Село расположено в 15 км от райцентра.
— Как пришли в село, девушки замуж повыходили. У Тони есть ребенок. У Люды трое, мы их уже забрали, ее лишили родительских прав. У Елены двое деток, живет с 72-летним Василием Романюком. Как он пенсию получит — они все идут к нему пить. Или за бутылку нанимаются картошку или свеклу копать, — продолжает председатель сельсовета. — Михаил жил то у одной сестры, то у другой. И все время пьяный был.
Зимой он работал в лесозаготовительной бригаде. Я каждое утро по дороге на работу видел, как с ребятами на мотоблоке ехал. Михаила и его коллегу Виталия Галиева Карпишин хорошо напоил, а утром забрал и повез с бодуна в Житомир писать заявление о рабстве. У Карпишина брат — депутат областного совета и мощний адвокат. Он и раскрутил все это.
С Юзепчуком мы действительно кумы, — добавляет Николай Гайдук. — Моя жена у них мальчика крестила. Но это ничего не значит. За 16 бидонов браги сказал наказать по самых строжайших мерах. Спрашивал, зачем им столько. Елена объяснила, что посватали их старшую дочь. Больше никаких претензий к ним не было.
После заявления Юзепчуков проверяла областная полиция. По факту незаконного лишения свободы двух людей открыли уголовное осуществление.
— Дело зарегистрировали в Новограде-Волынском, а не по месту жительства. Поскольку была информация, что к преступлению причастны стражи порядка, — рассказывает Алла Ващенко из Житомирской полиции. — По заявлению пострадавшего, в рабстве находилось до 10 человек. Во время обысков нашли только одного. Он был в подавленном состоянии. Ему оказали медицинскую помощь. По показаниям потерпевших, трое работников Барановского отделения полиции покрывали это преступление. Есть ли в их действиях признаки уголовного преступления — решит прокуратура.
Комментарии