Жители села Марьяновка Шполянского района Черкасчины жалуются на местного фермера Николая Кравченко, который выращивает гусей и овец. Говорят, он занял сельское пастбище и им негде выпасать коров.
Марьяновка в 3 км от райцентра. Пытаюсь найти фермерскую территорию, которая граничит с селом.
— Идите по улице Шевченко в конец. Как завоняет и будет куча гусей кричать — то уже и там, — объясняет чумазый подросток на велосипеде.
В 400 м от центра села 60-летний Владимир Призеглеваный пасет у забора двух коров.
— Из-за этих бизнесменов только под забором и могу пасти, — говорит. — У нас здесь гектаров 20 луга есть, но там Кравченко гусей пасет. Вытоптали все, ни травинки, только перья. Мало того, с весны тех гусей и овец со своего огорода гоняю, потому что они же всю траву выбили и в огороды лезут.
За селом когда-то было озеро. В советское время его осушили, осталось 20 гектаров пастбища. Рядом действовало подсобное хозяйство Шполянского завода запчастей. Скот держали за ограждением. На прилегающих лугах жители Марьяновки пасли коров. 13 лет назад местный фермер взял в аренду 12 гектаров пастбища, приватизировал помещение хозяйства. Держит полтысячи овец и больше тысячи гусей. Выпасает их на лугах.
— 13 лет воюем, и как о стену, — говорит местный 61-летний Александр Хоменко. Он держит трех коров. С женой, дочерью и двумя внуками с того живут — еженедельно продают на базаре молокопродукты. — Испокон веков на этих лугах пасли коров еще наши деды. Говорю Николаю: ты все луга своими гусьми запустил, туда же никто корову не выгонит, потому что травы нет, а если пером корова желудок забьет, то прирезать придется. Я так уже двух прирезал. Луга же не только для тебя. А он мне: "А где ты здесь людей видел?".
— Да какую там корову пасти, — поддерживает соседа пенсионерка Галина Глухая. — Вот вчера внук Саша пошел с удочкой в канаву карасей ловить, так Колины наймиты его выгнали. Нельзя, говорят, там гусей купают.
Другая соседка Раиса Пелих зовет в хлев. Показывает, как ее две коровы стоят в хлеву при 40°С жары.
— И так вот с весны, хотя луга под боком, — вздыхает. — Боюсь выгнать. Наглотаются перьев, подохнут. А где я 10 тысяч найду, чтобы новую купить?
Сельский голова 60-летний Василий Кугот говорит, что ожидает выводов санэпидемстанции и ветслужбы о законности выпаса предпринимателем гусей на общей территории.
— Николай Кравченко арендует 12 гектаров луга, он там законно, то что я могу сказать. Он 180 гривен в год вовремя платит. А если погнал гусей на общую территорию, то на то она и общая, чтобы все пасли. Я советовал людям создать кооператив, оформить на него часть пастбищ, ставить ограждение и пасти. Это обойдется где-то в 3,5 тысячи.
— Я законно имею 12 гектаров земли, плачу за это и здесь держу хозяйство. А кто-то имеет десяток скота, не платит ничего и хочет на халяву пасти, — говорит предприниматель 50-летний Николай Кравченко. — Если у людей есть какие-то претензии ко мне, то нужно создать комиссию, пусть определит конкретно — где чья земля, кто где может пасти.
Комментарии