- Что, Лесунька, беда, - 50-летний отец Михаил Суканец обращается к прихожанке Лесе Престаецкой, 30 лет.
- Я же в тот храм с детства ходила. И замуж здесь выходила. Страшно посмотреть, что теперь стало, - говорит она.
Двор автокефальной церкви Преподобного Ануфрия Великого в селе Рукомыш Бучацкого района Тернопольщины завален камнями. В понедельник, 30 июля, на храм обвалилась скала, расположенная в 10 м отсюда. Вместо центрального входа здания теперь пробоина 10 м в ширину и 4 м в высоту.
Храм известен благодаря скульптуре святого Ануфрия работы Ивана Георгия Пинзеля, украинского скульптора середины XVIII ст. Статуя стояла на подставке около дверей.
- Камни долетели до Царских врат, а фигуру Ануфрия чудом не зацепило. В 2 миллиметрах от руки прошло. Мы ее спрятали в надежном месте, - говорит отец Михаил. - Счастье, что никого из людей в то время около храма не было. К нам же все время туристы приезжают. Что бы могло быть, если бы люди были на территории? Это же 20-тонные глыбы летели с высоты 30 метров.
Первой обвал увидела дочь священника. Их хата в 50 м от храма, на околице села. 27-летняя Ирина хотела с сыном 10-месячным Михаилом пойти в церковь. Выглянула в окно. На месте здания была видно только пыль.
- Это случилось около двенадцати часов дня. Как раз ливень был. Мы в хате слышали грохот. Но думали, то гром. А как Ира сказала: "Папа, там скала упала", - я не знал, как прийти в себя. Руки трясутся, едва нашел ключи от храма. Туда побежал. Первая мысль - не слышно ли нигде стона, нет ли людей. Вроде все тихо. Дальше к Ануфрию посмотрел - фигура целая. Проверил газ - перекрыт, - вспоминает отец.
Заходим с ним в церковь. Здание покрыто трещинами. Всюду камни и пыль.
- У нас двери бронированные были, то они под камнями похоронены. Но не только двери - танк не устоял бы. Уже четыре крановщика смотрели на те глыбы, ни один не может их поднять своим краном. Надо сверхмощную технику из области, - продолжает священник. - Говорят, чтобы забрать те камни, нужно еще одну стену разобрать. А здесь же ширина стены 1,5 метра. Храм давний, освященный в 1861 году. Когда-то исследователи приезжали. Посмотрели на ширину стен и высоту окон - церковь еще в XV веке построена.
В горе есть скальный храм. Там в ХІІІ ст. селились монахи. Он тоже претерпел разрушения. Когда-то этот скальный монастырь соединяли с церковью подземные ходы.
Вокруг обители натянута бечевка. На ней листы бумаги с надписями: "Опасная зона. Возможен обвал. Вход запрещен". Ограждали территорию селяне самостоятельно.
- Я сразу послал сына Владимира, чтоб людей известил, что случилось. Прибежал судья Иосиф Кузевич. Говорит, надо огораживать. Он в Бучач поехал, километр бечевки купил. Потому что и по горе надо было ее протянуть.
- К нам пиротехники приезжали. Хотели снарядом срывать еще один кусок скалы, который над храмом висел и мог обвалиться. Но пришли к заключению, что это опасно. Мы решили спустить ту глыбу вниз сами. В трещину забили два швеллера, обмотали бечевкой. Брат нашего отца, тоже священник из села Дарахов, как альпинист, по высоте лазил. Некому больше было. Так с одной стороны люди тянули, со второй КамАЗ - и так понемногу сделали, - рассказывает сельский председатель Иван Леськив, 33 года.
В селе допускают, обвал мог случиться из-за строительства объездной дороги вокруг Бучача. Там якобы вели подрывные работы.
- У некоторых крестьян стены в хатах потрескались. Но дорожники нам сказали: поскольку не было заключения, в каком состоянии были дома раньше, это бездоказательно. А сколько я к власти обращался, предупреждал об опасности обвала. С предыдущими губернаторами говорил - с Чижмарем, Стойком. Нынешней власти мы неугодны, потому что в прошлом году к нам на праздник Виктор Ющенко приезжал. Подарил нам восемь фигур общей стоимостью 480 тысяч гривен. Две из них разбились во время обвала. 3-метровый ангел разлетелся на куски, а фигуре женщины-мироносицы камнями голову отбило, - говорит отец Михаил.
Село небольшое - 60 дворов, 354 жителя. Люди разбивали камни в человеческий рост зубилами. Ожидают вывода экспертной комиссии о причинах сдвига. Убытков еще не подсчитывали.
- Наша церковь застрахована на 36 тысяч от стихийного бедствия. Вот только расценят ли этот обвал как стихию? - переживает священник.
В Рукомише открыли благотворительный счет. Собирают пожертвования на возобновление храма.
Комментарии