Харьковчане не могут похоронить своих родственников, если купили гроб или заказали катафалк не у коммунального предприятия "Ритуал". Коммунальщики отказывают им в захоронении и кремации. Мол, гроб не подходит, автомобиль не имеет соответствующих справок для перевозки тела. Нужно заказывать только у них.
— У меня умерла мама, — рассказывает местная Людмила. — Но похоронить ее по-человечески сначала не могла. Гроб и все процедуры захоронений заказала в ближайшем ритуальном бюро, у частных предпринимателей. У коммунальщиков нужно было лишь оформить услуги единственного в городе крематория. Но в "Ритуале" мне отказали. Говорят: забирайте деньги у предпринимателя и все оплачивайте у нас.
Людмила так и поступила.
Коммунальщики утверждают, что денег с нее не требовали.
— Я не отказывала в кремации, — оправдывается Альбина из "Ритуала". — Рассказала о наших услугах. Но женщина сказала, что у нее уже есть гроб и катафалк. Тогда я попросила показать все сертификаты, справки санэпидемстанции. Машина же должна соответствующим образом обрабатываться для перевозки тел, там дополнительно могут сидеть до девяти человек. Таких документов мне не дали.
Коммунальщики объяснили, что частные предприниматели, которые продали гроб, не имеют соглашений с "Ритуалом".
— У нас был такой договор, — объясняет Наталия Каретникова, владелица похоронного бюро, к которому обращалась Людмила. — Долгое время мы сотрудничали, и ни у кого не возникало претензий. Но в один миг коммунальщики расторгли соглашение в одностороннем порядке. Обвинения в нашу сторону дошли до абсурда: вроде бы из наших гробов мертвецы выпадают, некоторые гробы взрываются в крематории. А наши катафалки сначала возят покойников, а на следующий день — пирожки.
Владельцы похоронных агентств Харькова уверены: их выживают. Весь рынок ритуальных услуг перебирает "Ритуал".
Харьков — город с 1,5-миллионным населением. Ежедневно здесь умирают около 60 людей. Похороны обходятся родственникам по меньшей мере в $200. То есть ежедневно рынок ритуальных услуг получает до $12 тыс.
Похоронный бизнес в городах-миллионниках довольно выгоден. Это понимают чиновники и представители криминального мира. Например, в Киеве весь похоронный бизнес в свое время контролировали авторитеты по прозвищу Пуля и Рыбка. В Харькове ситуация похожая. Раньше здесь работали более 10 похоронных агентств. Однако их вытеснил сильный конкурент.
Харьковчане были шокированы, когда директором коммунального предприятия "Ритуал" назначили Евгения Журавлева. Его больше знают по прозвищу Фикс. В свое время осуждали за мошенничество, хулиганство и грабеж. В конечном итоге, его непосредственного руководителя — мэра города Геннадия Кернеса тоже судили за мошенничество. Того также больше знают как Гепу.
Чиновники начали монополизировать похоронный бизнес. Это можно сделать двумя путями. Первый — непосредственно устранить конкурентов физически. Другой — косвенно, с помощью провластных рычагов влияния. Так, в конечном итоге, и произошло. Скоро в Харькове не останется частных ритуальных агентств, которые не платят дань представителям власти. Иначе они не смогут работать, а люди — хоронить родственников.
— Похоронная мафия у нас действует по схеме: тело не похоронят на кладбище без милицейского решения и справки о смерти, — говорят местные. — Но получить эти документы самому невозможно. Больницы отказываются выдавать справки, в моргах не хотят бесплатно возить тело. Милиционеры угрожают родственникам умершего возбудить уголовное дело по факту смерти. Приходится везде платить. Лучше — напрямую "Ритуалу", там сами достанут все необходимые справки.
Харьковчане возмущаются, что хоронить родственников можно лишь по одной схеме. Цены в "Ритуале" значительно выше, чем у конкурентов. Например, самый дешевый гроб стоит 600 грн, тогда как у других есть и по 200.
— Как ни крути, а платить все равно придется, — говорят люди. — Потому что по закону выкапывать яму и хоронить тело должно лишь государственное предприятие. Так же перевозить тело из морга — только медики. "Ритуал" не обойдешь.
Евгений Журавлев не стесняется признавать, что данные об умерших им посылают врачи "скорой". Удивляет не то, что "Ритуал" имеет своих агентов, а другое. Почему главная задача для коммунального предприятия — устранение конкурентов, а не выполнение непосредственных обязанностей? Они должны копать ямы и хоронить тела.
Харьковчане платят за похороны дважды: частным фирмам за услуги и коммунальщикам — за место на кладбище. Другого выхода у них нет. Известно более десятка случаев, когда умерших хоронили через неделю или через 10 дней.
Комментарии
8