Чиновники Бородянского района Киевской области обманули жителей села Мирча. Обещали, что инвестор Андрей Серб купит у них 100 гектар за 5 млн грн. Крестьяне выделили землю, за полученные деньги планировали проложить газогон. Однако предприниматель дал 700 тыс.
На въезде в Бородянку стоит бигборд с символикой Партии регионов. На фото чиновники с факелом и надпись: "Обещали - сделали. Открытие подводного газопровода в с. Мирча".
- Сделали показуху, - плюется местный житель 66-летний Казимир Лисовский. - Это было 23 августа прошлого года, как раз перед Днем независимости. Приехало все районное руководство, какой-то генерал-майор из Киева. Начальников больше, чем людей, - машины на сотни метров растянулись. Перед этим спрятали в камышах баллон, подсоединили к нему шланг. Подожгли факел, рассказывали, что мы заживем цивилизованно.
Мирча в 19 км от Бородянки и 65 км от столицы. Прямого автобуса из Киева нет, маршрутки из райцентра ходят раз в 2 час. Здесь 700 жителей. В сельсовет входят еще села Тальское, Коблица, Коблицкий Лес и Великий Лес.
Раньше почти все мирчане работали на стеклозаводе. После того, как предприятие приватизировали и разобрали - живут из собственного хозяйства, собирают в близлежащем лесу грибы и ягоды, ездят на заработки в столицу. В селе работают школа, детсад и библиотека.
В 2006-м сельский председатель Станислав Кулиничев, которому сейчас 66 лет, уверил, что Андрей Серб готов выделить на газогон 5 млн грн. За них хотел 100 га земли.
- Тогда созвали сходку, все проголосовали "за". Кулиничев выделил землю, мы создали кооператив "Вогник", меня назначили председателем, и началась работа, - продолжает Казимир Казимирович. - Мы собрали деньги на техническую документацию, сделали ее. Андрей Серб дал 700 тысяч гривен. За них проложили 5 километров трубы от села Галинки к Старой Буде. И Серб исчез.
Еще 120 тыс. грн выделила районная власть. За 820 тыс. протянули 7,5 км газогона - от села Галинка к селу Старая Буда и оттуда - к Мирче. Однако ни в Старой Буде, ни в Мирче голубого топлива нет, потому что нужно установить, по меньшей мере, две газораспределительные станции и щит учета, а в самой Мирче проложить трубы по улицам.
- Едем к председателю. Посмотрим, что он скажет, - Лисовский подвозит на синем мотоцикле ИЖ к сельсовету. - Мне говорит, что не может заставить Серба платить, потому что договорились только на словах.
Сельсовет в небольшой хате над прудом. За ней возвышается труба бывшего стеклозавода - все, что осталось от предприятия. В сельсовете четыре комнаты. Первую занимает председатель, вторую секретарь, остальные пустуют.
Станислав Кулиничев председательствует с 1985 года. В костюме сидит за столом. На нем лежит ручка с логотипом Партии регионов, портрет Виктора Януковича, газета "Урядовий кур'єр" и книга "Я - управленец".
- Серба вообще не я нашел и не я выделял ему землю, - неохотно объясняет Станислав Петрович. - Нас познакомил глава райгосадминистрации, он и землю предоставил. Потому что этот участок за селом, им распоряжается администрация. От нас требовали только согласия. Мы его дали, участок оценили в 5 миллионов. За эти деньги должны были провести трубы к каждой хате. Сейчас Серб говорит, что не против выделить остальные деньги, но пока что их у него нет. 100 гектаров уже ему принадлежат, но он ими не пользуется. Мы надеемся попасть в программу подводных газопроводов "Нефтегаза Украины".
""Нефтегаз Украины" может дать деньги только на трубу, которая ведет к школе. Остальные должны будут оплатить крестьяне. В целом это почти 2 млн грн.
Людей во дворах не видно, на дверях хат замки. "Все на грибах", - объясняет Лисовский. Возле школы на скамье с соседкой разговаривает 73-летняя Антонина Боярская.
- Сейчас трудно дрова заготовлять, - вздыхает Антонина Никитична. - Муж в прошлом году умер, дочь выехала в Киев. Вот отдала 1300 гривен за прицеп леса, из пенсии осталось 200 гривен.
Из леса с полным пакетом грибов идет 75-летняя Лидия Лукьяненко, бухгалтер кооператива "Вогник".
- Вся документация по газогону у меня, - приглашает в хату. Из серванта достает три папки с бумагами. - Вот список сдавших деньги. В 2006 году 196 человек дали по 970 гривен. В 2008-м - еще восемь, из-за инфляции платили уже по 1940 гривен. Все деньги пошли на разработку проекта. Осталось 2974 гривны.
Лидия Ефимовна полностью подготовила свою хату к газификации.
- Обложила веранду плиткой, купила котел за 3,5 тысяч, батарей на 10 тысяч, - показывает на установленные радиаторы.
Комментарии
4