В селе Лютенька Гадяцкого района завершились раскопки на месте Свято-Успенской церкви. Археологи нашли уцелевшее захоронение жены основателя храма, местного полковника Михаила Бороховича, — Елены.
— Деревянную семиглавн ую церковь в селе сожгли татары, — пересказывает сельский краевед 64-летний Иван Чайка. — Через 30 лет лютенский сотник Михаил Борохович построил на ее месте новую — каменную. Это был первый кирпичный храм на Полтавщине.
Церковь в селе Лютенька простояла до 1974 года. В советские времена в ее стены заложили взрывчатку и храм взорвали.
— Сельской общиной решили восстановить святыню на старом фундаменте, — говорит краевед. — Перед тем как строить, позвали археологов.
Чайка рассказывает, раскопки проводили преподаватели и студенты Полтавского педуни верситета, научные работники из Полтавы и Опишни. Копали около месяца. С внешней стороны фундамента церкви выкопали ямы глубиной до 3 м. В отдельных местах из стен торчали человеческие кости. Рядом с раскопками расчистили фундамент колокольни XIX в., которая стояла перед церковью.
— Ценнее всего — то, что нашли захоронение полковницы, жены Михаила Бороховича, — радуется мужчина. — Хоть это был замурованный склеп без доступа воздуха, гроб все равно истлел.
На пальце было надето золотое кольцо
Хорошо сохранился наряд поко йницы: чепец, платье, покрывало. На покрывале видно рисунок семейного герба Бороховичей. На пальце полковницы было надето золотое кольцо. В руках — деревянный крест.
По предположению археологов, рядом похоронена дочь Бороховичей. Еще нашли возможное захоронение внука Бороховича — Романа. Покойник одет в военный камзол.
— Склеп самого Бороховича был открытым, — говорит Иван Чайка. — В него входили из церкви. Старые люди пересказывали, что гроб висел на цепях. На храмный праздник во время крестного хода впереди несли портрет Бороховича, его розовый пояс, а затем хоругви, в знак почета. Потом этот пояс опять в гроб ложили, — рассказывает Иван Чайка. — В советские времена склеп открыли. Пересказывают, одежда на Бороховиче истлела на глазах. Его останки забрали. Где они делись — неизвестно. Советские активисты развлекались, в гроб ложились, а потом вообще все растянули, — возмущается краевед.
Со слов Чайки, найденные в селе Лютенька ценности забрали на реставрацию в краеведческий музей в Полтаве. В село их вернут, когда там откроют музей. Исследования продолжат в следующем году.
Комментарии
2