— Бабушки не стало 31 декабря. Имела целый букет болячек. С августа не вставала с кровати. Постоянно из родных кто-то был около нее. Когда умерла, вызвали милицию, чтобы зафиксировали факт. Тут начался дурдом, вспоминать противно, — рассказывает полтавка 29-летняя Татьяна.
Из милиции приехали за 20 минут, — продолжает. — Говорят, направляем тело на вскрытие. Мы в тот день хотели бабушку похоронить. Она при жизни говорила, чтобы из своего дома несли на кладбище и не резали. За два дня до смерти дома был врач, написал в медицинской карточке, что состояние здоровья бабушки ухудшается. Милиционеры уперлись, только на вскрытие. Говорили, может, вы бабушку задушили. Следователь выдал: "У меня распоряжение начальника давать справки только на вскрытие". Как поскандалила в районном отделении милиции, справку о смерти сразу нашли. А к нашим соседям милиционеры даже ехать не хотели, говорили, бензина нет, дайте 200 гривен, тогда будем. Если нет у человека связей, справку о смерти просто не дадут.
По новым правилам, если человек умирает дома, к нему приезжают скорая помощь или участковый врач, работники милиции, прокуратуры, судмедэксперты. Осматривают тело. Только работники милиции определяют, делать вскрытие или нет. Оно стоит около 400 грн.
— Знакомая рассказывала, умер недавно дед, участник боевых действий. Болел давно, имел два инсульта. Милиция приехала, направляет на вскрытие. Подняли на ноги всех знакомых, чтобы без лишней мороки похоронить старика, — рассказывает Александр Владимирович. Фамилию не называет. — Работаю в ритуальном бизнесе. Знаю, весь город поголовно направляют на вскрытие. Онкобольной, старый, — безразлично. Городской морг стоит пустой. Раньше в месяц туда привозили около сотни покойников, а теперь единицы.
В новом приказе прописано, для проведения судебно-медицинского исследования не должны направлять тела людей до 50 лет, которые умерли дома, раньше стояли на диспансерном учете, за месяц до смерти посещали врача, на теле которых нет признаков насильственной смерти.
В милиции говорят, жалобы полтавцев безосновательны.
— Каждый вызов регистрируем в журнале заявлений и сообщений о преступлении. Так требует закон. На месте наши работники составляют схему и соответствующий протокол, допрашивают родных. Даже если пожилой человек долго болел и умер дома, нужно проверить, не было ли насильственной смерти. Возможно, ее родные хотели получить какое-то имущество, — объясняет Юрий Сулаев из Полтавской областной милиции. — Бензина у нас хватает. Если выясним, кто просит у людей деньги, уволим.
За похороны выставляют счета по 10 тысяч гривен
— Знакомые с Крутого Берега недавно хоронили родственника. Только умер, через пару часов приехали из ритуального бюро, что на Юрьевке. Они же никуда не звонили, кроме милиции и "скорой".
Пообещали сами все сделать. Попросили 200 гривен, чтобы ускорить вскрытие, — рассказывает полтавец Владимир. — Хорошо знаю этих ребят, боюсь их. Ведут себя внаглую. Их "крышуют" из милиции. Видят, чем проще семья, больше можно развести на деньги. Не предупреждают, а за похороны выставляют счета по 10 тыс. грн. Родня тогда в шоке.
Чтобы похоронить человека в Полтаве, нужно по меньшей мере 1,5 тыс. грн.
— Наше бюро предоставляет все ритуальные услуги. Люди обращаются сами, а не наоборот, — говорит Максим из бюро ритуальных услуг в микрорайоне Юрьевка в Полтаве.
Комментарии
2