— Следующий год будет серьезным экзаменом для оппозиции. Если она сможет консолидироваться, договорится об общей идейной платформе, выставит один список на парламентских выборах — общество будет иметь шанс. А к этой власти у меня вопросов нет. Она себя уже показала. Янукович и дальше будет получать по голове и от России, и от Европы, — говорит народный депутат от блока "Наша Украина — Народная самооборона" 47-летний Тарас Стецькив.
Встречаемся в кулуарах Верховной Рады в последний сессионный день. Проходим украшенную елку и садимся возле столов регистрации народных депутатов.
— Делаю ставку на общественные инициативы, типа американской "Захвати Уолл-стрит", — продолжает Тарас Степанович. — Их десятки, если не сотни — в Сумах, Кировограде, Харькове. Если все это совместить в одно всеукраинское сетевое движение, будет серьезное гражданское давление на политиков, оппозицию, власть.
Какие выводы из нынешних протестов учителей, афганцев, чернобыльцев?
— Протесты по профессиональному признаку никогда не перерастут в общенациональный бунт. Когда выступают чернобыльцы, это не задевает учителей или врачей. Кроме того, локальные выступления по профессиональному признаку очень легко купить. По крайней мере руководителей. Чернобыльцы сильно заявили о себе в Донецке. Но 15 активистам выделили миллион гривен — и все сдулось.
Как выжить оппозиции? Тимошенко призывает к объединению в один список.
— Альтернативы этому нет и я ярый сторонник такой консолидации. Мои личные встречи убедили, что общество хочет видеть оппозицию объединенной. Нужно, чтобы руководители "Батьківщини", "Фронту змін", "УДАРу", "Свободи" сказали, как относятся к призыву Тимошенко. Дело за ними.
Сколько мест в парламенте могла бы получить объединенная оппозиция?
— При условии единого списка и согласования кандидатов по мажоритарке — 240-280 мандатов. С одной стороны, будет оппозиция, с другой — Партия регионов. Остальные будут сброшены в кювет. Парламентское большинство позволит забрать у Януковича правительство, законодательно менять судебную систему, экономическую политику, взять ответственность за бюджет. Страна ждет этого. Не будет объединенной оппозиции — "Регионы" остаются у власти вместе с коммунистами и Тигипко.
Тимошенко попросила обсудить ее предложение на Комитете сопротивления диктатуре.
— Почему КСД не собирается, это вопрос к нему и его координатору Сергею Соболеву (нардеп-"бютовец". — "ГПУ"). А мое объяснение простое: никто не хочет отвечать на предложение Тимошенко. Лидеры многих партий уже сформировали свои колонны на выборы. Отказать Тимошенко напрямую они не могут, согласиться на ее предложение — неохота.
Что сейчас мешает объединению?
— Персональные амбиции. Многие начинают думать о президентской кампании. Это — глубокая ошибка, потому что без успеха на парламентских выборах 2012 года невозможен успех в 2015-м. Странно, почему столько времени прошло после призыва Тимошенко, а большинство из лидеров КСД не высказались на эту тему. Почему молчит руководство "Батьківщини"? Я всех спрашивал: когда соберемся? Говорят: "Нужно советоваться". Думаю, Яценюк уже дал свой ответ: нет. На днях он объединился с партией "За Украину!" Кириленко и предложил соглашение о взаимном ненападении. Кличко заявили, что, возможно, будут баллотироваться по мажоритарным округам. Скорее всего, "УДАР" будет идти самостоятельно. Общество должно знать, как отвечают ведущие политики оппозиционеру с самым высоким рейтингом, которая сидит в тюрьме.
Какая идея способна объединить большинство украинцев?
— Нужно ставить общее для всех требование — строительство справедливой страны.
Какой может быть объединительный лозунг?
— Он должен состоять из двух предложений: "Останови орду. Начинай изменять страну".
Эксперты говорят, что в Украине манипуляции с результатами голосования будут подобны недавним российским.
— В Украине другая ситуация. На постсоветском пространстве у нас наиболее развитые общественные организации. У нас сильная оппозиция, гражданское общество, опыт оранжевой революции.
На 2011-й прогнозировали массовые акции протеста. Однако их не было.
— Люди сделали подвиг на Майдане. Но разочарование от того, что было следующие пять лет, сдерживает. Я не знаю, какая жертвенность должна быть проявлена со стороны оппозиции, какие должны быть даны клятвы, чтобы народ забыл это. Люди многое простили бы оппозиции при условии объединения. Если же она пойдет на выборы тремя-четырьмя колоннами, общество скажет: вы ничему не научились, вы нам не нужны.
Какой должна быть линия оппозиции относительно президента Януковича?
— Загоним его в "Межигорье". Скажем: "Или сиди здесь до президентских выборов, или — импичмент". У Януковича будет право вето, а у нас после успешных выборов — возможность не пропустить ни одной его законодательной инициативы. Понятно, это борьба. На нашей стороне будет общество, возможно, Запад. А на его? Россия? Кто выиграет? Мы. Но для этого нужно сделать то, о чем сейчас говорит Тимошенко.
Янукович еще может измениться?
— Совковый менталитет, замешенный на криминальных подходах к управлению государством, не позволит ему стать другим.
Разные люди во власти заявляют, что просто так не уйдут. Янукович готов стрелять в тех, кто выйдет на улицы?
— С таким способом мышления и подходом, который он продемонстрировал за два года при власти, он способен на что угодно. Правоохранительные органы возглавляют приближенные к семье президента. Они примут к выполнению любой приказ. Вопрос в том, выполнят ли его простые солдаты. Если на улицах будут миллионы, автоматы развернут в другую сторону. Если выйдут тысячи — команда может быть выполнена.
Высока вероятность вмешательства в украинские дела российских спецслужб. Они не упустят возможность поставить на колени Украину, которая испортила отношения с Европой. Для Путина принципиально втянуть нашу страну в Евразийский Союз. Сигналом до этого является неуступчивость России в цене на газ. Компромисс будет только взамен на полную капитуляцию. Януковичу нужен дешевый газ, чтобы Бойко с Фирташем миллиарды зарабатывали и делились с "семьей". Чтобы Ахметов дальше покупал пентхаусы в Лондоне за 200 миллионов фунтов.
Я — за дорогой газ. Нужно заставить олигархов не выводить деньги в оффшоры, а внедрять энергосберегающие технологии. Пусть продают заводы более умным инвесторам. Пусть пригласят американские компании добывать газ на нашем шельфе.
Что будет с Тимошенко?
— Янукович принципиально не собирается ее выпускать. В основе этого лежит месть, а еще глубже — страх перед Тимошенко. Он ее панически боится. Но люди, которые задумывали и воплощают этот судебный фарс, должны понимать, что все это получат назад.
Стал нардепом в 26 лет
Тарас Стецькив родился во Львове. Закончил исторический факультет местного университета. Преподавал в школе-интернате, медучилище. Общественную деятельность начал в конце 1980-х с просветительской организации "Товариство Лева". В 1990-м стал нардепом в 26 лет.
Был советником премьера Леонида Кучмы, а в 2001-м — одним из руководителей кампании "Украина без Кучмы". После оранжевой революции возглавлял Национальную телерадиокомпанию. За все годы независимости лишь раз не прошел в парламент — в 2006-м по спискам блока "Пора-ПРП", который не набрал 3% голосов.
Жена Галина владеет косметическим салоном. Сын Арсен работает в Центре Разумкова. Дочь Наталья учится на психолога в столичном университете им. Тараса Шевченко.
Комментарии
86