— В России сейчас — всплеск разговоров, что там все хорошо, им почти не вредят санкции Запада. Что в Украине происходят политические убийства. Изменилось отношение к Януковичу. Теперь рассказывают, что в Киеве власть воров поменялась на власть убийц, — рассказывает 42-летний Георгий Чижов. Он — гражданин России. Возглавляет украинское бюро Фонда "Центр политических технологий".
Встречаемся утром в киевском ресторане-чебуречной "Тюбетейка". При входе — желтый осел с педалями. Садимся в отдельном зале в самом конце. На стенах развешена женская и мужская национальная узбекская одежда, головные уборы. Из небольших колонок над каждым столиком раздаются восточные мелодии. Заказываем чай. Говорим на русском.
— У Путина появилась миролюбивая риторика, — продолжает Георгий. — Он признает самостоятельность Украины. За этим стоят два очевидных мотива. Первый — санкции. Приближается следующая точка, когда европейцы будут советоваться, продлевать ли их. Окончательное решение должно быть в июле. Поэтому российская дипломатия работает в нескольких направлениях. В частности, лагерь Евросоюза пытаются расколоть. Москва делает ставку на страны, которые склонны поддаваться экономическому давлению. Это Греция, Кипр, частично — Чехия, Венгрия, немного — Болгария. Самая болезненная из санкций для Москвы — это невозможность перекредитоваться на Западе. А на этом построена теперешняя модель российской экономики. Пока что компании, связанные с государством, отдают свои долги за счет валютных резервов. И те уменьшаются. Также для добычи нефти и газа нужны западные технологии, оборудование. Пока еще это некритично, но года через два для страны наступят плохие времена.
Второй мотив Путина — попытка надавить на западных партнеров относительно соглашений в Минске. Чтобы Украина пошла на уступки и выполняла то, что выгодно России. В частности, начала перечислять средства на оккупированную территорию Донбасса.
Возможен ли компромисс с Кремлем?
— Сейчас только, чтобы минимизировать боевые действия. Совсем их остановить не удастся. Кто-то да и пальнет. В Нагорном Карабахе (спорная территория между Азербайджаном и Арменией. — "ГПУ") почти 20 лет перемирие, но каждый месяц стреляют. Хотя интенсивность не такая, как сейчас у нас в Широкином.
Москва угрожает: если Киев не будет финансировать Донбасс, то сепаратисты будут наступать дальше. Пока что они концентрируют технику на границе. Показывают: не пойдете нам навстречу — можем возобновить боевые действия.
Какие краткосрочные и долгосрочные планы Путина?
— Сохранить Украину в орбите своего влияния. Как минимум — добиться не вступления ее в НАТО, замедлить или отсрочить евроинтеграцию. Как максимум — привести к власти пророссийские силы через дестабилизацию ситуации, связанной с экономическим положением, недовольством людей. Москва не прочь вернуться к раскладам, которые были до событий на Майдане. Как было при Кучме, при Януковиче. Но раньше это выходило само по себе, а теперь нужно прилагать усилия.
Если ситуация в Украине будет ухудшаться, на местных выборах в октябре много наберет пророссийский "Оппозиционный блок" — на Донбассе, в Харьковской, Днепропетровской, Запорожской областях. Больше, чем они имели там на парламентских выборах в прошлом году осенью. Это станет проблемой для центральной власти.
Она способна справиться с последующими вызовами?
— Жизненный уровень падает, тарифы растут. Это плохо. Но, с другой стороны, вынуждает проводить некоторые структурные изменения. Пока не известно, как люди в мае отреагируют на платежки с совсем другими цифрами. А если многие украинцы откажутся рассчитываться за коммунальные услуги? Придется закрыть глаза на это? Или по-настоящему преследовать вплоть до отнимания жилья? Или переселять в меньшее помещение? Тогда наверняка получим взрыв. Пока что кредит доверия к власти есть. Но постепенно исчерпывается. Может появиться какая-то искра. Ее очень сложно спрогнозировать. Это может произойти осенью. Критической будет и весна следующего года.
Путин способен этим воспользоваться или мы окончательно вышли из орбиты его влияния?
— Разве что через псевдоукраинские политические силы. В "Оппозиционном блоке" возможно появление новых лидеров из старых функционеров. Например, Сергей Тигипко или Борис Колесников.
Путин контролирует ситуацию в России?
— Свое окружение контролирует силой, страхом и деньгами. Но в обществе растет национализм, подпитываемый патриотической риторикой. Как строитель империи, Путин не очень последователен. Есть и более радикальные. Говорят, для них иконой может стать Игорь Гиркин (бывший министр обороны самопровозглашенной ДНР, российский офицер. — "ГПУ"). Кроме того, в России традиционно сильны левые настроения. В сочетании с имперскими могут создать серьезное общественное ядро. Также не все спокойно в нескольких республиках. Чечня входит в Российскую Федерацию скорее формально. Под угрозой весь Северный Кавказ. Хотя элита национальных регионов в глубине России — Татарстана, Башкирии — не будет спешить. При условии общей дестабилизации могут попытаться выстроить определенную границу с Россией. И стать островами относительной стабильности.
В любой момент могут начаться столкновения, например, на национальной почве. Их может спровоцировать какой-то мелкий повод. У людей накопилась усталость от нынешней власти. 15 лет правления — это слишком для ХХІ века. Тем более, экономически активное население чувствует ложь и давление. В первую очередь от местных чиновников и силовиков. Россия приближается к серьезным изменениям. Пока не понятно, будет это тотальный развал или потеря каких-то территорий.
Какая наибольшая угроза для режима Путина?
— Падение уровня жизни россиян. Пока что он их устраивает. Но если еще немного снизится покупательная способность, настроения могут измениться кардинально и быстро. Хотя уже сейчас люди купить могут меньше, чем год назад. Даже Турция и Египет становятся слишком дорогими для отдыха.
Из-за санкций Запада режиму трудно поддерживать финансовый баланс — теряются резервы. Курс рубля может опять обвалиться. По мнению экономистов, где-то в течение лета. Если ситуация не начнет складываться для России благоприятно. Она заинтересована в войне на Ближнем Востоке — от этого зависит цена на нефть. США могут инициировать снятие санкций с Ирана, чтобы вывести на мировой рынок его нефть. Тогда постепенно у Запада исчезнет необходимость покупать ее у России. Москва делает шаг в ответ — поставляет в Иран зенитные системы С-300. Это напрягает Израиль. Если Иран почти завершит разработку ядерного оружия, Тель-Авив не сможет это разбомбить. Картина окончательно вырисуется в течение четырех следующих месяцев. Возможно, что именно такую ситуацию провоцируют. Израильтяне уже намекнули, что могут выйти из своего нейтралитета относительно Украины и начать поставлять сюда оружие.
Запад готов к войне с Россией?
— В военном плане — да. В моральном — нет. Их армии значительно сильнее российской. Однако европейцы будут делать все, во избежание такого сценария — через переговоры, давление и уступки. Западные лидеры уже приняли решение: российский режим должен быть демонтирован. Но будут делать это плавно и осторожно.
5 последних лет Георгий Чижов живет в Украине. В начале апреля получил вид на временное жительство. Хочет иметь украинское гражданство. Купил в Киеве квартиру на Подоле.
Сын впервые побывал в Киеве
Георгий Чижов принимал участие в более чем 100 избирательных кампаниях в России. Работал в команде ныне покойных экс-президента Бориса Ельцина и прежнего премьера Виктора Черномырдина. В Украине — с политиками национал-демократического спектра. Консультирует и разрабатывает пиар-проекты.
Мать перебралась в Германию 22 года назад. Младший брат работает в России программистом.
Разведен. 11-летний сын Вячеслав живет в Москве. Неделю назад приезжал к отцу в Киев. Был здесь впервые.
Комментарии
3