Во вторник вечером сотрудники Службы безопасности Украины и Генпрокуратуры задержали бывшего начальника Главного управления криминального розыска Министерства внутренних дел генерал-лейтенанта 56-летнего Алексея Пукача. По версии следствия именно он убил 16 сентября 2000 года журналиста Георгия Гонгадзе.
Пукача искали шесть лет. Задержали в одном из сел Чудновского района на Житомирщине. В настоящее время его допрашивают в Киеве сотрудники Генпрокуратуры.
В 2000-м он был руководителем группы офицеров милиции — Валерия Костенко, Николая Протасова и Александра Поповича, которые похитили Гонгадзе. Журналиста вывезли в поле вблизи села Сухолисы Белоцерковского района Киевщины. Впоследствии Костенко, Протасов и Попович утверждали, что Пукач сам задушил Георгия и приказал им молчать. Тело нашли в Таращанском районе Киевщины 1 ноября: без головы, закопанное на перекрестке лесных дорог. Из земли торчала кисть руки. С кончиков пальцев была срезана кожа. Анализ ДНК подтвердил, что это — тело Георгия Гонгадзе.
28 ноября 2000 года лидер Соцпартии Александр Мороз обнародовал аудиозаписи, сделанные майором госохраны Николаем Мельниченком. На них президент Леонид Кучма, глава его администрации Владимир Литвин и министр внутренних дел Юрий Кравченко, говорят о Гонгадзе. Голос Кучмы требует "разобраться" с журналистом. Экс-президент подлинность пленок отрицает.
После их огласки началась акция "Украина без Кучмы" с требованиями отставки президента и проведения независимой экспертизы пленок. В конце марта 2001-го Кучма отправляет в отставку Юрия Кравченко. В то же время Костенко, Протасов и Попович получают повышение в звании и награды от руководства МВД. А Пукач в августе 2003-го — трехкомнатную квартиру в центре Киева.
Он родом из Белогорского района Хмельниччины. Во второй половине 1970-х учился в Донецкой школе милиции. После получения диплома и звания лейтенанта его перевели в Киев. Пукач принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, стал инвалидом второй группы, перенес инфаркт.
В октябре 2003-го его задержали сотрудники Генпрокуратуры. Пукача обвинили в уничтожении документов, которые свидетельствуют о слежке за Гонгадзе в мае–июле 2000 года. Но через месяц генерала освобождают из-под стражи под подписку о невыезде — и он исчезает.
Летом 2005-го беглеца якобы видели в Израиле. Позже адвокат Пукача Сергей Осика допустил, что его клиент уже мертв. Через три месяца после того СБУ обнаруживает загранпаспорт Пукача у одного из членов партии "Батькивщина".
Голос Кучмы требует "разобраться" с журналистом
— Возможно, он устал столько лет скрываться, вот и попался на крючок, — рассуждает прежний заместитель главы СБУ Александр Скипальский, 64 года. — А может, профессионально сработала группа, которая занималась его розыском. Пукач работал в структуре, которая учила хорошо маскироваться. Это был смысл его работы. Не думаю, что он носил маски, но прикрытие все равно какое-то было.
Скипальский допускает, что генералу помогали скрываться заинтересованные в том, чтобы он молчал.
Следователи считают, что в сентябре 2000 года Пукач не мог действовать самостоятельно. Якобы обо всем знал руководитель аппарата МВД Эдуард Фере. С июля 2003-го он находился в коме, а в начале июня этого года умер.
Экс-министра Кравченко нашли мертвым 4 марта 2005 года на его даче. Было два выстрела в голову. В тот день Кравченко должны были допрашивать в Генпрокуратуре по делу Гонгадзе.
В прошлом году в марте Киевский апелляционный суд вынес приговор Протасову, Костенко и Поповичу. Первому дали 13 лет, остальным — по 12.
Останки журналиста до сих пор находятся в столичном морге. Его вдова Мирослава Гонгадзе хочет их похоронить. Она с двумя дочками живет в США. Но мать погибшего Леся Гонгадзе против: она не уверена, что это действительно тело ее сына.
— Если бы это было в нормальной системе, то это дело уже давно было бы расследовано, — убежден Скипальский. — Но поскольку у нас вкруг беспорядок, то невозможно спрогнозировать, как будет дальше и накажут ли Пукача.
Бывший заместитель главы СБУ считает, что генерал-лейтенант милиции может стать инструментом в руках политиков накануне президентской кампании:
— Будут охотиться за информацией, которая будет свидетельствовать о причастности тех или иных лиц к этому убийству. И на этом будут зарабатывать политические баллы.
Комментарии
1