Из Луганска в город Северодонецк ехать 2 часа на маршрутке. Партийной агитации вдоль трассы почти нет. Только возле города Счастье висит билборд Партии зеленых. В поле на грани Новоайдарского района виднеется синяя палатка "регионалов" и одинокая фигура агитатора.
На въезде в город – автовокзал, расположенный среди соснового бора. Похоже, вокзал давно ремонтируют. "Делать, а не говорить. Кандидат в народные депутаты Украины Кунченко Алексей Петрович" - встречает приезжих первый агитационный щит.
К центру стотысячного Северодонецка пешком минут 15. Вижу палатку Объединенной оппозиции. Там 38-летняя Елена раздает газеты, агитки:
- Люди здесь озлобленные. Недавно один мужик напал. Кричал что-то про плохую оппозицию. Я давай своим звонить. Спрашивать, может, больничный оплатят?
К палатке никто не подходит. Останавливаю женщину лет 40. Называется Ларисой Ивановой. Работает продавцом в магазине.
- Вообще-то я на выборы не хожу и политикой не интересуюсь, - говорит. Все, с кем общаюсь в городе, разговаривают на русском. - Оно мне нужно? А то, что гречку раздают, плохо. Люди должны своими мозгами решать, а не чьими-то. И не нужно продаваться.
К разговору приобщается 78-летняя Елена. Она на тротуаре продает орехи и сигареты.
- Янукович нас раз обманул, теперь мы никому не верим. Шесть лет тяжелой борьбы было, и он победил с маленьким преимуществом. А теперь даже старые стрекозы за него голосовать не хотят. За кого я проголосую? Не знаю.
С кандидатом в народные депутаты от Компартии 28-летним Павлом Корчагиным договорились, что расскажет о своей кампании, покажет предвыборный штаб, сходим вместе на встречу с людьми.
Корчагин подъезжает на вишневой "славуте". На крыше - мегафон. На заднем стекле красной краской нарисованы серп и молот. Павел в черных классических брюках и туфлях, бордовом свитере под горло. На руке сверкает обручальное кольцо.
- Все билборды скупила Партия регионов, - говорит по дороге в штаб.
Корчагин родом из Старобельского района Луганщины. Работал грузчиком, экспедитором, продавцом, заведующим отделом в супермаркете. Теперь - депутат горсовета. Основное место работы - второй секретарь городского комитета КПУ.
Штаб расположен в двухкомнатной квартире на первом этаже "хрущевки". Раньше там были парикмахерская, секонд-хенд. Соседние двери ведут в продуктовый магазин. У входа сидят три кошки. Одна кормит котенка. На дверях таблички: "Коммунистическая партия Украины. Северодонецкий городской комитет", "Приемная депутата Северодонецкого городского совета Павла Петровича Корчагина", "Ленинский коммунистический союз молодежи Украины. Северодонецкий городской комитет". Все ярко-красного цвета. Также висит распечатка "Вытирайте ноги. Здесь вам не дома".
В первой комнате сидит молодая черноволосая секретарь Алина. Работает здесь с середины сентября. За ее спиной на стене висят флаг Компартии и распечатанное на принтере черно-белое фото Феликса Дзержинского. Также есть большой черный диван и кресло. Возле них стол.
- Ленина здесь нет, потому что в это помещение переехали полтора месяца назад. В старом офисе два бюста остались. Нужно перевезти, - говорит Алина.
Во второй комнате две немолодые женщины заполняют документы в окружную избирательную комиссию. Одна из них - начальник предвыборного штаба Корчагина 60-летняя Нина Корнеева наливает из самовара кипяток и предлагает чай. Говорим об избирательной кампании.
- Один мужчина, не член КПУ, а так себе, сочувствующий, взял газеты с выступлениями Килинкарова (нардеп-коммунист, первый секретарь Луганского обкома КПУ. - "ГПУ"), чтобы дать почитать на "Азоте" (крупнейшее предприятие города. - "ГПУ"), - рассказывает Нина Корнеева. - На проходной у него проверили пакет и задержали, отобрали пропуск. Правда, вечером отдали. Боятся. А Кунченко там свободно выступает.
- Я понес в горсовет сообщение о проведении митинга 29 августа - в честь освобождения Ворошиловградской области от фашистов, - приобщается Корчагин. - В горсовете спрашивают, на каком основании мы ставим штендера с партийной рекламой. Говорю: на основании Конституции. Местный канал "СТВ" полностью подконтролен "регионалам". Каждый вечер в новостях показывают мэра, который вместе с Кунченко встречается с избирателями. Причем избиратели те же. Они 10-15 человек всюду за собой возят. За Кунченко недавно приезжали агитировать Инна Богословская и Нестор Шуфрич - та же ситуация.
В помещение вбегает 80-летняя Лидия Онищенко. Резко останавливается перед фото Дзержинского, выпрямляется и крестится.
- Павлик, у меня для тебя новость, - поворачивается к Корчагину. Раньше Лидия Онищенко работала в горкоме комсомола. - Вчера была в церкви, причащалась. Твое фото бабушки благословляют, чтобы ты победил.
Садится на диван возле Павла Корчагина. Рассказывает, как прошел ее день. Кандидат внимательно слушает минут 10. Дальше нужно идти на встречу с избирателями.
Мимо офиса проходит высокий мужчина лет 45 с хозяйственной сумкой. Видит Корчагина и останавливается.
- Это вы баллотируетесь?
Кандидат кивает.
- У коммунистов сейчас рейтинг вырос, много за них. Нужно сильного лидера. Не такого, как Симоненко. Он слабоват.
Едем на ул. Автомобильную. Проходим мимо старого автобуса с надписью "Благотворительный фонд Кунченко".
- Списанными ЛуАЗамы пенсионеров на дачи возят, - говорит Корчагин. - "Регионалы" в разных городах запустили социальные автобусы. Но там они хорошие, а здесь - ужас.
Проезжаем мимо двухэтажного здания, обклеенного фотографиями кандидата в народные депутаты Игоря Беркута. Над входом большими буквами написано "Штаб Беркута".
- Родился он здесь, - говорит Корчагин о конкуренте. - Говорят, банкир. У него газета - "Любимый огород". В 2002-м шел в нардепы, но тогда его фамилия была Гекко. А вообще он Гонсул. Баллотируется - не проходит и меняет фамилию. Сейчас занял левую позицию, рассказывает о национализации, Сталине.
Подъезжаем к имению площадью почти 500 "квадратов" с высоким забором.
- Все говорят, что это дом Кунченко. Рядом еще строится, - показывает Корчагин.
Во дворе нескольких 5-этажек нас ждет мать-одиночка Лариса Малахова, 30 лет. На ней джинсы, белая блуза.
- Бегаю по квартирам, собираю жителей, - рассказывает. - А стрекозы боятся открывать, потому что самогон варят. Павел Петрович, как здесь детскую площадку организовать? Куда бы ни пошла, нигде нет денег.
На встречу с Корчагиным пришла одна Лариса. Впоследствии присоединяются мужчины, случайные прохожие. Малахова говорит, что просила новую детскую площадку в горисполкоме и у "регионалов".
- Здесь хоть 50 детей будет? - спрашивает кандидат.
- Да будет, - отвечает она.
Разговор длится полчаса. Потом Корчагин едет в окружную избирательную комиссию отдать документы:
- На этой неделе отправлюсь по селам. Пока погода хорошая.
Звоню помощнику Алексею Кунченко, чтобы прокомментировал информацию о "имении кандидата" и "одних и тех же избирателей".
- Впервые слышу, - говорит Владимир Мацегора. - Относительно комментария обращайся на прием к Кунченко. В исполком, комната №18.
Всем отбывающим из северодонецкого автовокзала смотрит в спину памятник Климента Ворошилова.
3174
гривен составляет среднемесячная зарплата на предприятиях, в учреждениях и организациях Северодонецка Луганской области. Такую цифру называет городское управление статистики. Данные за январь-июнь 2012 года.
Аренда однокомнатной квартиры в Северодонецке обходится в 500-700 грн в месяц. Приобрести однокомнатную можно от 80 тыс. грн.
С "регионалом" борются двое
Северодонецкий округ №106 включает также часть Попаснянского района и город Стаханов. Там 158,5 тыс. избирателей. Зарегистрировались 17 кандидатов, девять из них - самовыдвиженцы.
Фаворитом называют нардепа -"регионала" 60-летнего Алексей Кунченко. С ним борются коммунист 28-летний Павел Корчагин и самовыдвиженец, лидер партии "Велика Україна" 48-летний Игорь Беркут. Есть представители
Удара, "Батькивщины", Социалистической партии.
Комментарии
2