46 судей Верховного суда поднимаются по мраморным ступенькам в зал пленумов. Рассаживаются по периметру на кресла с бордовой обивкой. Верховный суд размещен в центре Киева в Кловском дворце. В позапрошлом году на его реставрацию потратили 134 млн грн.
Судьи собрались, чтобы выразить недоверие своему главе 62-летнему Василию Онопенко. Мол, он самоустранился от участия в судебной реформе. Из-за этого Верховный суд потерял большинство своих полномочий. На должности главы Онопенко не рассмотрел ни одного дела, упрекают его оппоненты.
Василий Онопенко заходит улыбающийся. Здоровается с коллегами. Садится рядом со своим заместителем Анатолием Яремой. Впоследствии придвигает стул к судье 60-летней Лилии Григорьевой, которая возглавила оргкомитет по сбору подписей о недоверии главе. Говорят, что идея снятия Онопенко исходит из высших кабинетов исполнительной власти. Якобы подписантам давали по $500 тыс.
— Как себя чувствуете? — спрашивает он у Григорьевой.
— Плохо, я на больничном, — отвечает она.
— Здоровье важнее должностей.
Лилия Григорьева просит прессу выйти.
— Верховный суд — не закрытая компания, — возражает ей Василий Онопенко. — Сегодня не ХIX век, и это не двор королевы Елизаветы ІІ.
Обсуждают этот вопрос почти час. Судьи голосуют за то, чтобы оставить журналистов в зале. Против — 19 человек. Столько подписали представление о высказывании недоверия Василию Онопенко.
— Верховный суд является примером того, что не все в этом мире покупается и продается, что не всех можно загнать в стойло, — говорит за трибуной Василий Онопенко. — Уничтожение Верховного суда приведет к ликвидации судебной власти. Верховный суд по профессиональному составу является самым компетентным в Украине. Это прекрасно понимают те, кто долгое время работал на разрушение суда, принимая для этого известные законодательные меры и законы. Вместо того, чтобы признать поражение и некомпетентность, они продолжают борьбу за ключевые принципы судебной реформы.
— Оснований для избрания Онопенко главой не было, — говорит с места судья 53-летний Николай Гусак. — Он не был судьей Верховного суда, занимался политикой (был главой Украинской социал-демократической партии, нардепом-"бютовцем". — "ГПУ"). Привнес политику и сюда. Мы слукавили, когда голосовали за него, и теперь пожинаем плоды. Я согрешил, когда голосовал за Онопенко. Должны покаяться и очиститься.
— Я рад, что некоторые судьи решили покаяться в своих грехах, но попрошу не переносить это на меня как судью Верховного суда, — говорит судья Светлана Вус, 54 года. — Кайтесь, ешьте землю, но нас в это не втягивайте.
Судьи уходят в комнату для тайного голосования. Через полчаса объявляют результаты: 17 — за отставку, 28 — против. Один бюллетень признают недействительным. Для того, чтобы уволить Онопенко, нужно было больше половины голосов.
Срок полномочий Василия Онопенко заканчивается в сентябре этого года.
Давление на семью Онопенко усилится
За высказыванием недоверия главе Верховного суда Василию Онопенко стоит группа президентских юристов — Сергей Кивалов и Андрей Портнов. Так считает 54-летний Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
— Они хотели бы иметь полную монополию на судебный ресурс в Украине. Онопенко не дает этого сделать. Теперь может усилиться давление на его семью. И здесь главной мишенью может быть уже не его зять — бывший замминистра юстиции Евгений Корнийчук. Арест Корнийчука показал, что это на Онопенко не действует. Для суда то, что остался Онопенко, будет означать: возвращение полномочий суда по требованиям Венецианской комиссии подтормозят. Если бы к руководству Верховного суда пришел человек власти, тогда было бы меньше рисков вернуть полномочия. А так эта ситуация законсервируется на некоторое время.
Комментарии
3