26 декабря прошел год, как экс-министр внутренних дел 47-летний Юрий Луценко находится за решеткой. Его обвиняют в превышении служебных полномочий и нанесении ущерба государству. За год по делу допросили 50 свидетелей из 148.
— Год я нахожусь там, где раки зимуют, — пишет из столичного Лукьяновского СИЗО Луценко в интервью газете "Коммерсант — Украина". - Перефразируя любимого Хемингуэя: "Есть вещи хуже, чем тюрьма - трусливость хуже, измена хуже, эгоизм хуже". Я стал больше понимать жизнь и терпимее относиться к ошибкам людей. Я и здесь, в СИЗО, не собираюсь прогибаться и подбирать расплывчатые формулировки вместо честных оценок. И, конечно, не отказываю себе в удовольствии шутить. Ведь в нынешней Украине это и признак нормальности, и оружие оппозиционера.
На годовщину пребывания Луценко за решеткой под стенами СИЗО - тишина и ветер. С изгороди и стен посдирали наклейки с изображением экс-премьера Юлии Тимошенко. Они висели несколько месяцев. Нет палатки "Батьківщини молодої", в которой жили сторонники Тимошенко. Возле серых ворот стоят несколько автозаков. Охранники проверяют документы и пропускают их по одному.
В очереди на крыльце - несколько женщин с дорожными сумками, пакетами. Глаза заплаканы.
— Сын ждет суда, — рассказывает одна из них 52-летняя Ольга Потапова из Запорожья. - Поехал в Киев на заработки, работы не нашел и с соседом по комнате пытались заправку ограбить. Попались, конечно, дурачье. Я второй раз приезжаю. В прошлый видела мельком Ирину Луценко. Она с нами в очереди не стояла. Прошла с каким-то мужчиной, он большой пакет нес.
Луценко сидит в камере-"тройке" 9,5 кв.м. Спит на железных нарах. Рядом - кирпичные стол и стул, есть телевизор, камера видеонаблюдения. На окне трехслойная решетка. Со двора слышен лай сторожевых собак. Из окон виден дворик для прогулок на 10 кв. м. На этой забетонированной и огражденной площадке с турником Луценко дышит свежим воздухом и делает гимнастику.
- Он - нормальный мужчина, жалоб не пишет, - рассказывает один из охранников изолятора о Луценко. - Говорят, что заболел сейчас. Вроде, гнойная ангина. Недавно возили в больницу.
Напротив СИЗО два жилых дома. Все подъезды заперты новыми магнитными замками. Земля на газонах утрамбована.
— Здесь народа не сосчитать сколько проходит — идут и идут, — говорит 64-летний Андрей Матвийчук, который живет в одном из домов. - Если парадное открыто, то кто-то сразу зайдет и надзюрит. Мы сразу узнали, что арестовали Луценко, так как такие машины начали приезжать, которых раньше никогда не было. Мы научились определять: черный "лексус" - приехал Сергей Власенко, адвокат Тимошенко. Он через день бывает. А если черная "тойота" - это жена Луценка.
Родной брат Сергей Луценко видится с Юрием Витальевичем на судах.
— В СИЗО не бываю, — говорит 51-летний Сергей Луценко. - О чем можно поговорить через стеклянную стену, когда везде камеры?
Рассказал анекдот о блондинке
22 апреля Луценко объявил голодовку. За месяц похудел на 24 кг.
12 мая у экс-министра выявили воспаление поджелудочной железы, дистонию и сахарный диабет, проблемы с почками, воспаление желудка и желудочного тракта, гастрит.
23 мая Печерский райсуд Киева начал рассмотрение уголовного дела Юрия Луценко. Депутаты-"нунсовцы" собрали 970 тыс. грн залога, но суд не отпустил экс-министра.
8 августа Луценко ехал в суд в одном автозаке с экс-премьером Юлией Тимошенко. Рассказал ей анекдот:
- Если у блондинки корни волос черные, значит, организм еще борется.
4 декабря отпраздновал в СИЗО день рождения.
110
книг прочитал в СИЗО Юрий Луценко. Назвал период заключения "годом интеллектуальной обжорливости".
"Его не могут выпустить"
Власть не собирается оправдывать экс-министра, считает директор Института глобальных стратегий 55-летний Вадим Карасев:
- Судя по показаниям свидетелей - дело разваливается. Луценко нужно или выпускать, или, пренебрегая юридическими и этическими аргументами, выносить обвинительный приговор. Подвергнуть заключению его на год-два или оправдать - было бы свидетельством того, что власть просто по политическим соображениям держала безвинного человека за решеткой. Оправдание стало бы моральной победой Луценко и поражением прокуратуры, так как выглядело бы как прокурорское своеволие. Поэтому его не могут выпустить, как и осудить на длительный срок. Это означает, что судебный процесс будет продолжаться.
Комментарии