Ексклюзивы
пятница, 09 июня 2017 06:05

Украинский земельный крест: смерть или воскресение?
2

В номере "Газеты по-украински" от 2 июня этого года народный депутат Аркадий Корнацкий начал дискуссию о земельной реформе в Украине. Он — автор законопроекта "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения" №5535–1.

В этом номере продолжаем обсуждать последствия отмены моратория на оборот сельхозземель.

Миф о 100 миллиардах долларов и горькая правда

Сказку о $100 млрд, которые вроде бы принесет в Украину отмена моратория, рассказывают бестолковые "эксперты". Представления, очень далекие от жизни, от понимания сущего и нужного, хорошего и плохого — главный признак украинских "реформаторов".

Отмена моратория приведет ровно к тем последствиям, которые будут обусловлены будущим законом "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения". Его зарегистрировала группа народных депутатов под №5535.

Первое: стремительно подскочат объемы и темпы коррупционного завладевания нынешними "государственными" сельхозземлями. В Украину из оффшоров вернется часть украденных средств, а безземельных крестьян окончательно лишат даже надежды на приватизацию земли.

Второе: как только "государственные" сельхозземли будут "прихватизованы", олигархат начнет завладевать уже приватизированными крестьянскими и фермерскими землями.

Третий этап — перепродажа коррупционерами земли иностранцам.

Другие мифы на земельную тему

Политики, которые спекулируют на теме оборота сельхозземель, говорят много глупостей. Среди "помех" внедрению земельного рынка обязательно называют незавершенность земельного кадастра и необходимость проведения инвентаризации всей земли. Лучшей иллюстрации некомпетентности не придумаешь. Потому что кадастр формируется в процессе оборота земли, а инвентаризация всей земли — как сельскохозяйственного назначения, так и других категорий, как с кадастровыми номерами, так и без них — к земельному рынку в целом и к урегулированию оборота сельхозземли для товарного производства в частности, не имеет отношения.

Кадастр и инвентарное описание — это фактически одно и то же. Только на формировании кадастра можно украсть больше. Для этого даже специальный закон принят — "О государственном земельном кадастре".

Но не делает никто дома полное описание имущества для того, чтобы продать что-то одно! Для того же, чтобы земельному участку присвоить кадастровый (инвентарный) номер, он должен быть сформирован под какую-то определенную потребность. То есть, должна быть известна необходимая площадь, конфигурация, целевое назначение и тому подобное. Как можно угадать заранее, при отсутствии конкретной потребности в каждом конкретном случае, каким должен быть земельный участок?

Конечно, можно порезать все непредоставленные земли на куски, присвоить им номера. Вопрос: а зачем, если завтра нужно будет отводить эту землю под проекты, для которых нужны совсем другие размеры и конфигурация участков?

Еще один миф — так называемая консолидация земель. "Реформаторы" озабочены тем, как без согласия крестьян, принуждением менять местонахождение их земельных участков с целью формирования целостных земельных массивов.

Сначала сделали (и до сих пор продолжают) все возможное, чтобы порвать большие поля на лоскуты-паи, порезать их дорогами. А теперь, опять антиконституционным способом, без согласия землевладельцев, хотят "консолидировать" паи, то есть формировать большие поля.

Сначала рвут, а затем пытаются склеить. И называют это реформами.

Проект от власти и альтернативный проект: тьма и свет, уничтожение и спасение

Каковы земельно-рыночные взгляды нынешних власть предержащих, точно покажет законопроект Кабмина "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения". Его вот-вот должны внести в Верховную Раду. Но его основные позиции наверняка будут совпадать с теми, которые есть в законопроекте №5535. Его группа народных депутатов зарегистрировала в декабре 2016 года. Потому что этот законопроект, как заявил один из его подписантов, отображает позицию президента и премьер-министра.

Это — законопроект уничтожения.

Большинство украинских законов написаны так, что основное их содержание скрывается в заключительных и переходных положениях или "между строками". Не исключение и законопроект №5535: основные антинародные и коррупционные нормы сосредоточены в конце, хотя хватает их и в теле проекта.

Вот некоторые из них:

— вопреки Конституции, в который раз закрепляется статус "государственной собственности" на все неприватизированные сельхозземли, чем дополнительно легитимизуется земельная коррупция;

— закрепленный Земельным кодексом мораторий на оборот государственных сельхозземель для товарного производства отменяется, а мораторий на оборот частных, крестьянских сельхозземель — сохраняется.

То есть крестьяне и дальше остаются бесправными, ущемленными в конституционных правах. Но зато выполняется заказ олигархов по созданияю условий для разворовывания неприватизированной, так называемой государственной сельхозземли. Ее выводят из-под моратория. С 1 июля 2017 года вводят ее оборот.

— мораторий оборота крестьянских сельхозземель не только сохраняется в предыдущем объеме, но и расширяется — в результате распространения действия закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения на фермерские и другие сельхозземли, которые в настоящий момент не являются "подмораторными";

— с 1 июля 2017 года отменяется право коллективной собственности крестьян на земельные участки под всеми полевыми дорогами, лесополосами, хозяйственными дворами (фермами, токами, полевыми станами, тракторными бригадами и тому подобное) и на все другие неразделенные на паи сельхозземли коллективной собственности, неудачно когда-то названные несельскохозяйственными угодьями. Сотни тысяч гектаров земель, без которых сельхозпроизводство невозможно, передаются в лапы чиновников. И создаются условия для нового этапа всеукраинской земельной коррупции: чиновник, держа крестьянина за горло, будет "продавать" ему за взятки его сегодняшнюю собственность;

— иностранцам и иностранным компаниям предоставляется право приобретения в собственность сельхозземли всех видов, в частности для товарного производства;

— неприватизированная сельхозземля не передается в собственность общин: местным советам лишь предоставляется право распоряжаться "государственными" сельхозземлями. Это значит быть в полной зависимости от чиновника;

— отменяется право на безоплатное получение в собственность сельхозземли всех видов, в том числе для личного крестьянского хозяйства, приусадебных участков и тому подобное — крестьяне теперь должны будут покупать землю, которая является их от Бога;

— предусматривается принудительная, без согласия землевладельца, "консолидация";

— владельцем сельхозземли может быть кто угодно, а не только сельхозпроизводитель. Это означает появление класса латифундистов-рантье, обезземеливание фермеров и крестьян и превращение их в батраков;

— "государственная" сельхозземля может продаваться по нормативно-денежной оценке, то есть за сколько чиновник скажет;

— оборот сельхозземли должен регулироваться не только законом "Об обороте сельхозземель", но и всем другим действующим законодательством. Это значит, что бюрократия и коррупция разденут, разуют, голодным и босым по миру пустят крестьянина-землевладельца и фермера;

— право собственности на сельхозземлю может приобретаться не только по гражданско-правовым соглашениям, но и в соответствии с "другими основаниями", которые могут быть введены любым законом. То есть закладываются условия для рейдерства, а точнее говоря — для грабежа и бандитизма;

— внедряется голубая мечта коррупционеров — электронные земельные торги по продаже "государственных" и "коммунальных" земель, да еще и по ценам, определенным экспертами. То есть за сколько чиновник скажет;

— предусмотрен переход права собственности на сельхозземлю к финансовым учреждениям-кредиторам. То есть заложены возможности для "заработков" и тех, кто дважды будет оформлять право собственности (регистраторы, нотариусы, кадастровики, земельщики), и тех, кто сразу же по получении земли в собственность тут же будет продавать ее, — это менеджеры банков;

— Госгеокадастру предоставляется право продавать чужую землю без всяких уполномочивающих на то документов;

— Кабмин должен установить Порядок, в соответствии с которым будут проводиться электронные земельные торги. Понятно, что это будет безукоризненный, с коррупционной точки зрения, порядок;

Законопроект Корнацкого: мораторий — коррупции, земля — крестьянам, возрождение — стране

Подписанный группой народных депутатов суперкоррупционный законопроект №5535 является плодом общего творчества "специалистов" Кабмина, Министерства агропромышленного комплекса, Госгеокадастра и так называемых отраслевых ассоциаций. То есть всех наймитов олигархата.

Премьер Владимир Гройсман предлагает две вещи, которые вроде бы будут предотвращать злоупотребления в процессе оборота сельхозземель: предоставить право покупать их только гражданам, и в одни руки — не больше 200 гектаров.

Министр АПК Тарас Кутовой, который недавно подал в отставку, говорит, что продаваться должна не земля, а право ее аренды.

Вот и вся "защита крестьян", "защита земли-матушки" и "преодоление земельной коррупции", которые власть придумала за 16 лет моратория.

Предложения высокопоставленных чиновников не выдерживают критики: через подставные лица можно скупить сколько угодно сельхозземель; торговля правом аренды, которая и сейчас процветает, — это мечта мошенников и рейдеров. Она превращает крестьян из крепостных в рабов.

Предложения Гройсмана и Кутового вместе с законопроектом №5535 показывают позицию власти: сначала нахапаем земли, сколько сможем, а затем перепродадим иностранцам, если хорошо заплатят.

Это подтверждает: мораторий внедрен не для того, чтобы продумать разумные нормы оборота сельхозземель, защиту крестьянина и национальных интересов, а ради завладевания землями и "зарабатывания" на коррупционных потоках.

Хоть бы сколько лет тянулся мораторий, ожидать от так называемой политической элиты полезных для народа и страны законов — напрасно. Воры всегда думают лишь о том, как продолжать красть.

Мое виденье земельной политики воплощено в законопроекте №5535–1. Написал его еще 15 лет назад, вскоре после введения моратория. Постоянно совершенствовал правовые нюансы и, начиная с 2005-го, предлагал власти. Но он не устраивал власть предержащих. Им не нужно то, что нужно людям и стране, а именно:

— никаких "государственных" сельхозземель нет и не может быть. Все земли — народные, сельхозземли — крестьянские. С момента вступления в силу Закона "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения" у органов власти относительно неприватизированных ("государственных") сельхозземель остаются одно-единственное полномочие — разделить их на паи и на протяжении года передать в собственность крестьян;

— Закон "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения" регламентирует исключительно оборот тех сельхозземель, на которые в настоящий момент распространяется мораторий, — это крестьянские паевые сельхозземли, крестьянские земли коллективной собственности и не приватизированные на данное время (так называемые государственные) сельхозземли, которые должны быть разделены на паи между крестьянами;

— оборот сельхозземель регламентируется не "всем действующим законодательством", а исключительно Конституцией, Гражданским кодексом и Законом "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения";

— иностранцы, лица без гражданства, иностранные предприятия не имеют права приобретать сельхозземлю в собственность. Такое право имеют только украинские сельхозпроизводители, в частности крестьяне;

— любые акты органов власти, которые нарушают права землевладельцев, являются ничтожными и не порождают правовых последствий;

— лица, которые осуществляют регистрацию сделок по отчуждению сельхозземли, обязаны контролировать законность сделки. В случае, если в результате сделки крестьянину-продавцу нанесен материальный ущерб, регистратор несет перед землевладельцем материальную ответственность в полном объеме;

— к землям коллективной собственности относятся все несельскохозяйственные угодья в пределах землевладений приватизированных сельхозпредприятий: земли под полевыми дорогами всех видов, лесополосами, другими многолетними насаждениями, хозяйственными водоемами и гидротехническими сооружениями, токами, бригадами, полевыми станами, фермами, зданиями и сооружениями и тому подобное. Распределение этих земель происходит при согласии владельцев земельных наделов (паев);

— подавляющее право на приобретение сельхозземли в случае ее отчуждения имеют: близкие родственники продавца; владелец смежного земельного участка; арендатор земли;

— сельхозземля не может отчуждаться ниже минимальной цены, которая устанавливается в двадцатикратном размере годовой арендной платы. В случае нарушения этого условия сделка является ничтожной;

— в случае приобретения сельхозземли по минимальной цене покупатель обязан ежегодно предоставлять продавцу пожизненную ренту в размере не меньшем, чем средняя арендная плата за последние 20 лет. Если земля будет перепродаваться, обязанности относительно пожизненной ренты переходят к каждому новому ее владельцу.

— в случае смерти продавца право на ренту наследуется лицами, которые были на его иждивении. Также в случае смерти продавца покупатель предоставляет последнюю услугу — все необходимое для его достойного захоронения в размере годовой ренты.

— внесение сельхозземли в уставный капитал или отчуждение земли за плату любым другим способом влечет за собой такие же гарантии защиты крестьянина от несправедливого обезземеливания, как и продажа земли;

— продажа или другим способом отчуждение за пределы территории Украины (экспорт) почв запрещается.

Это — основные правовые принципы моего законопроекта. А все его нормы в совокупности создают механизмы надежной защиты крестьянина-землевладельца, земельных интересов его семьи, оборота сельхозземель в среде сельхозпроизводителей, создают предпосылки для развития массового фермерства, сохранения и возрождения села.

Также — ликвидируют основной пласт земельной коррупции.

В отличие от официальных грабительских и разрушительных проектов, этот является законопроектом защиты, спасения и возрождения. Без него не будет изменений к лучшему. Он должен стать основополагающим земельным законом — Земельной Конституцией Украины.

В головах политиков — не разруха, а клозеты

Цель украинских политиков — быть при власти и красть. Ради этого создано не только соответствующее законодательство. Власть еще и объясняет его так, что даже опредление "абсурд" — недостаточное для надлежащей характеристики.

Это легко объяснить на примере права собственности.

Первое: Конституция Украины, которая является законом прямого действия и имеет наивысшую юридическую силу, закрепляет принцип верховенства права. Законы и другие нормативно правовые акты принимаются на основе Конституции и должны отвечать ей. Конституционные права и свободы гарантируются и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

Второе: Конституция устанавливает и гарантирует нерушимость права собственности. Это в полной мере распространяется и на право собственности на землю.

Третье: Конституция принята в 1996 году, Земельный кодекс Украины вступил в силу и ввел мораторий на продажу земли сельхозназначения 1 января 2002-го. Мораторий является прямым и существенным нарушением права владельца земли на распоряжение ею, то есть существенным сужением содержания и объема его прав.

Не нужно быть юристом, чтобы сделать вывод: моратория на оборот земель сельхозназначения в Украине де-юре нет. И никогда не было. Нормы Земельного кодекса относительно моратория и других ограничений прав владельцев являются определяюще мертвыми, недействительными.

Но де-факто мораторий действует, крестьяне ущемлены в правах не меньше, чем при сталинщине — потому что так нужно "отцам нации".

У Михаила Булгакова есть гениальное высказывание относительно разрухи: она не в клозетах, она — в головах. К украинским политикам у власти это высказывание не подходит: у них в головах (и в душах) не разруха, а клозеты. Причем такие грязные, что отмыть невозможно. Их всех нужно сгрести вместе, вывезти в зону отчуждения, залить известкой, хлором, потом бетоном — и глубоко закопать. А сверху установить могильник.

А пока должны распутать хотя бы часть той паутины, которую за долгие годы мошенничества сплела "национальная элита".

Аркадий КОРНАЦКИЙ, народный депутат, автор законопроекта "Об обороте земли сельскохозяйственного назначения" — №5535–1

Сейчас вы читаете новость «Украинский земельный крест: смерть или воскресение?». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи

Голосов: 35413
Голосование Какие условия мира и остановка войны для вас приемлемы
  • Отказ от Донбасса, но вывод войск РФ со всех остальных территорий
  • Замороження питання Криму на 10-15 років
  • Отказ от Крыма и Донбасса при предоставлении гарантий безопасности от Запада по всем остальным территориям
  • Остановка войны по нынешней линии фронта
  • Лишь полный отвод войск РФ к границам 1991-го
  • Ваш вариант
Просмотреть