пятница, 02 июня 2017 05:25

Украинский земельный крест: смерть или воскресенье?

В Украине все разворовывается в соответствии с законами. Почему? Потому что преступные группировки, которые называются политическими партиями, принимали и принимают исключительно такое законодательство, по которому грабится народ и обогащается власть.

Среди еще не полностью разворованного - сельскохозяйственные земли, обращение которых ограниченно мораторием. Его когда-то внедрили на полгода якобы для подготовки закона, который должен был бы защитить крестьян от обезземеливания. Но прошло уже более 16 лет, а такой закон не принят.

Тем временем проблемы земельной реформы, моратория и его отмены активно используют для политических спекуляций. Эти темы в украинском обществе, наверное, наиболее дискуссионные и запутанные. А земельная коррупция является тотальной.

Миф о земельном рынке

"Открытие земельного рынка" обсуждается до сих пор. Многие считают, что его нет, потому что действует мораторий. Хотя в действительности с начала 1990-х земли всех категорий покупаются и продаются.

Это касается и значительной части сельскохозяйственных земель: для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского, для садоводства, оптовых сельскохозяйственных рынков, приусадебных, дачных участков. Миллионы гектаров продаются и покупаются, обмениваются, передаются в залог и т.д.

С рынка изъяты лишь крестьянские земли для товарного производства. Но и они не в обращении лишь официально. В действительности, их покупают и продают по разным схемам. Действует так называемый теневой рынок подмораторных сельхозземель.

Политики превратили землю и земельный рынок в коррупционную кормушку для себя и в муки для людей. Крестьян не просто лишили конституционного права распоряжаться собственной землей и не дают воспользоваться ею даже при смертельной небходимости. Их более 16 лет под прикрытием моратория держат за крепостных. А в дальнейшем планируют вообще оставить без земли.

Кому нужен мораторий

Именно во время действия моратория образовался "сельский крест" - пошел вверх большой агробизнес, поднялись и разбогатели агрохолдинги, а линия сельского бытия пошла перекрестно вниз. Началось массовое сокращение производства продукции в крестьянских дворах, село стало стремительно деградировать. Мораторий был задуман и внедрен олигархами в собственных интересах.

Мораторий нужен тем, кому не нужен крестьянин, но нужна его земля.

Политики, которые предлагают продолжить его до 2025 года или до другого далекого срока, это - враги крестьян.

Нужен жесткий закон

Однако отмена моратория в условиях коррупционного земельного законодательства и господствующего в стране разгула своеволия была бы преступлением. Сейчас олигархату целесообразно отказаться от него, потому что мораторий сыграл свою роль, - помог создать земельные банки на сотни тысяч гектаров и теперь мешает им окончательно завладеть всей сельхозземлей для товарного производства.

Власть в ближайшее время может упразднить мораторий и открыть путь к земельной вакханалии. Это может закончиться разворовыванием остатков "государственной" (в действительности - крестьянской) сельхозземли, обезземеливанием украинцев и переходом земли в собственность иностранцев.

И здесь ситуация распята: продолжение моратория является дальнейшим издевательством над крестьянами, а его отмена - по планам олигархов - может совсем обезземелить народ.

Однако выход есть: нужно немедленно принять такой Закон "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения", который задушил бы земельную коррупцию, защитил бы крестьян, украинскую землю и Украину.

Поэтому надо четко понять: каким должен быть данный спасительный закон, что он должен позволить, что запретить, что урегулировать.

Будущий Закон "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения" должен стать Земельной Конституцией Украины, гарантом национальных земельных интересов и, соответственно, национальной безопасности Украины.

Село и агробизнес

Земельная политика и земельное законодательство могут быть правильные только при ясном понимании того, какими должны быть сельскохозяйственная отрасль и село. Потому что это не одно и то же.

Аграрная политика в Украине есть - пусть и коррупционно ориентированная и враждебная к крестьянину. А политика сельская - отсутствует.

И аграрную, и сельскую политику нужно выстроить с нуля. Закон "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения" должен быть для этого основой, он должен стать мостом, который свяжет село и агробизнес.

Агрохолдинги, фермеры, крестьяне

В сельском хозяйстве есть понятие "крупнотоварность". Оно часто ассоциируется с агрохолдингами. Но это не совсем так, потому что крупнотоварность определяется не масштабом бизнеса, а размером земельного участка для товарного производства. Идет речь о целостных площадях на много десятков гектаров.

Крупнотоварность - это высшая эффективность производства и низшая себестоимость продукции. Это гигантское преимущество украинского бизнеса перед европейскими агросистемами. У нас - большие поля, у них - по большей части мелкие наделы; у нас - опыт крупнотоварного ведения хозяйства, у них - массового мелкотоварного. Их малое фермерство сформировалось в течение веков, наше великополье и крупнотоварное производство - в последнее столетие.

Агробизнес в Украине должен быть и большим, и средним, и малым. А еще крайне необходимо массовое фермерство.

Большой агробизнес - это не только агрохолдинги, это и отдельные сельскохозяйственные предприятия, которые обрабатывают свыше 5 (возможно - свыше 10) тыс. га земли.

Агрохолдинги имеют право на жизнь при условии, что в их деятельности нет признаков монополизма и они не финансируют политическую коррупцию. Если такое есть - должны быть измельчены.

Средний агробизнес - это предприятия, которые обрабатывают до 5 ( или до 10) тыс. га земли. С критериями еще надо определиться.

Малый агробизнес - это единоличники, фермерские хозяйства (ФХ) и другие сельскохозяйственные предприятия, которые обрабатывают от нескольких до нескольких сотен гектаров земли трудом членов семьи.

Четвертая категория сельхозпроизводителей - фермеры. Их должно быть не 30 тысяч, как сейчас (да и тех половина фиктивных), а несколько миллионов. Но не за счет измельчения полей.

Кто такие фермеры и кто такие крестьяне

Реформаторы декларировали цель создания массового фермерства, когда приватизировали колхозы и совхозы, а потом ликвидировали КСП. Но не помогли крестьянам превратиться в фермеров, и они вынуждены были сдать земельные паи в аренду.

Возникли два вида фермерских хозяйств: настоящие ФХ и ФХ-корпорации (ФХК).

Настоящие ФХ созданы крестьянами и обрабатывают преимущественно не больше нескольких десятков гектаров собственной и арендованной земли с применением труда членов ФХ, семьи или семейства.

ФХК сразу возникали с прицелом на большие площади арендованных земель и привлечение наемных специалистов, механизаторов и других работников. Их образовывали, как правило, бывшие руководители колхозов и городские инвесторы. ФХК обрабатывают сотни, а иногда и тысячи гектаров земли. Нередко они фактически заместили собой колхозы.

Вместо большого количества фермеров появились: с одной стороны - крестьяне-землевладельцы, они же арендодатели, они же бедняки; с другой - арендаторы, в том числе владельцы ФХК. Это - состоятельные, а нередко и богатые люди.

Результат реформы оказался противоположный тому, который должен был бы быть. Такую ситуацию закрепил мораторий.

Теперь фермеры по большей части являются противниками отмены моратория на обращение сельхозземель для товарного производства. Они боятся, что после отмены моратория определенное количество арендодателей захочет продать землю, а выкупить ее они не смогут. Тогда ею завладеют более денежные, а их фермерским хозяйствам наступит конец.

Перспектива вполне реальная. Ведь есть много желающих завладеть всеми сельхозземлями.

Только взаимоуважение, взаимопомощь и взаимодействие помогут выжить и фермерам, и крестьянам, и селу.

Нынешние настоящие фермеры - это крестьяне, а сегодняшние крестьяне - это завтрашние состоятельные фермеры, которых будут миллионы. Так будет при условии принятия правильного закона об обращении сельхозземель.

Наведение порядка надо начинать с себя

Что нужно для сохранения настоящих фермерских хозяйств? Закрепление первоочередного права выкупа арендованной ими земли. Это предусматривает мой законопроект "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения" (регистрационный номер 5535-1). Также фермеру нужно целевое льготное кредитование выкупа, оно должно быть предусмотрено бюджетным и финансовым законодательством.

Отмена моратория и внедрение льготного целевого кредитования должно состояться одновременно, пакетом.

Для получения льготных кредитов ФХ должен быть фермерским хозяйством, а не корпорацией под названием ФХ. Европейские фермеры работают собственноручно или семейно и по большей части на мелких наделах, в среднем около 12 гектар. Такое семейное ФХ заслуживает дотирования. А в Украине не редкость ФХ, которое имеет несколько сотен, а то и тысяч гектаров земли, на них трудятся десятки наемных работников. Фактически это - корпорация, которая имеет совсем другие финансовые возможности, чем ФХ.

Во всем мире фермерское хозяйство является формой самозанятости отдельного человека или членов семьи, оно функционирует преимущественно за счет их труда. Если в ФХ начинает преобладать труд наемных людей, оно должно трансформироваться в другую организационно-правовую форму - производственный кооператив, общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и т.д.

Следовательно, одновременно с внедрением обращения сельхозземель для товарного производства в украинской агросфере должна состояться "генеральная чистка": статус сельхозпроизводителей надо привести в соответствие с масштабом бизнеса. ФХК должны быть реорганизованы в хозяйственные общества, так называемые единоличники - также в хозобщества или ФХ - в зависимости от обстоятельств и пожеланий.

Только когда сами будем честными, будем иметь моральное право требовать того же от других.

Сохранить преимущества

Почему после развала КСП крестьяне не пошли массово в фермеры? По нескольким причинам: они не имели ни финансовых, ни материальных ресурсов; у них не было нужных знаний и опыта; привыкли к коллективной форме труда, к работе по указанию.

Но самая главная причина: крестьянину тяжело представить, чтобы целостные поля на несколько десятков или и больше сотни гектаров можно было порвать на лоскуты-паи, "засеять" кольями - межевыми знаками, порезать дорогами для доступа к каждому участку, а то и разделить ограждениями.

Сколько пашен пошли бы под те "проектные" дороги? При том, что их ширина должна была бы быть не меньше 12 метров - иначе современная широкозахватная техника не пройдет. В каждом бывшем колхозе сотни, а в целом по Украине миллионы гектаров были бы изъяты из производства и превращены в дорожное месиво.

Чья земля?

После революции 1917 года все земли были реквизированы в собственность государства. Потом их предоставили в пользование колхозам и совхозам.

16 июля 1990-го Декларацией о государственном суверенитете Украины все земли были провозглашены собственностью украинского народа. В 1996 году этот стратегический правовой принцип был закреплен в Конституции. Но власть вытирает ноги о Декларацию и плюет на Основной Закон.

В середине 1990-х во время аграрной и земельной реформ состоялось так называемое разгосударствление сельхозземли. Более 28 млн га передали в коллективную собственность трудовых коллективов бывших колхозов и совхозов, которые были реорганизованы в коллективные сельскохозяйственные предприятия (КСП), сельскохозяйственные производственные кооперативы (СХПК) и т.д. В коллективную собственность трудовых коллективов, членов КСП, членов СХПК, то есть крестьян как физических лиц, а не в собственность КСП или СХПК как юридических лиц. В дальнейшем около 27 млн га разделили на паи, то есть передали в индивидуальную частную собственность. Остальные до сих пор остаются в коллективных.

Впервые в украинской истории миллионы крестьян стали владельцами большей части сельхозземель страны и получили перспективу стать владельцами всех сельхозземель. Ведь она должна принадлежать тем, кто на ней живет и работает.

Приватизацию сельхозземли украинскими крестьянами можно считать большой мирной земельной революцией ХХ века.

Еще один объект регуляции будущего закона - так называемые государственные земли. Часть сельскохозяйственных предприятий до сих пор не приватизированы. Они в основном подчинены Министерству агрополитики и Национальной академии аграрных наук Украины (НААНУ) и до сих пор служат коррупционной кормушкой руководителям этих учреждений.

Есть "государственная" сельхозземля и под другими ведомствами, а еще - в запасе.

Закон "Об обращении земли сельскохозяйственного назначения" должен лишить чиновника земельных полномочий и вырвать все сельхозземли, которые до сих пор находятся в так называемой государственной собственности, из лап коррупционеров и передать их в собственность крестьян.

Миф о праве на бесплатное получение земли в собственность

Политические демагоги говорят: каждый гражданин Украины имеет право получить безвозмездно землю для фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства и чуть ли не для товарного сельхозпроизводства. Это - неправда.

Приобретать сельхозземлю в собственность безвозмездно имеют право исключительно крестьяне. Такими являются и работники социальной сферы (образования, медицины, культуры, торговли и т.д.), которые постоянно живут в селе и занимаются сельским ведением хозяйства. Это определено законодательством и обусловлено таким правовым понятием, как специальный правовой режим категорий земли.

Цена земли

Земли для товарного сельхозпроизводства как основной источник продовольствия справедливо называют бесценными. Но как средство производства они имеют конкретные цены, в каждой стране свои. Это зависит от многих факторов. В Украине все факторы - неблагоприятные, что формирует плохой инвестиционный климат, а следовательно - низкие цены.

А еще от стоимости сельхозземли напрямую зависят цены на продовольствие. Хотите "европейские" цены на землю - будьте готовы к европейским ценам на продукты и на все другое.

После приватизации сельхозземель и до внедрения моратория в течение шести лет (1995-2000) свободно продавали и покупали земельные паи. В течение семи лет (1995-2001) - также и земельные участки для товарного сельхозпроизводства, отведенные в натуре в соответствии с паями.

То есть функционировал рынок сельхозземель, сформировались рыночные цены. Их нельзя назвать ни высокими, ни низкими. Они были и являются такими, которые соответствуют нашим экономическим условиям - в среднем около $500 за гектар.

Это гораздо меньше, чем в Европе. Хотя и там в разных странах цены очень отличаются. Чем более развита экономика, тем выше культура земледелия и чем длительнее она - тем выше цена земли.

Украинская культура земледелия очень протоворечивая и далекая от европейских стандартов. Для нее всегда были характерны крайности - от полного невосприятия научных достижений до злоупотреблений "минералкой" и "ядом". В целом от земли в Украине всегда брали больше, чем вкладывали в нее. Тогда как в Европе сотни лет делали наоборот.

Т кможно ли сейчас за украинскую землю ожидать "европейских" цен?!

Антиконституционное ограничение прав крестьян-землевладельцев - мораторий - не остановило, а только усложнило обращение сельхозземель. Оно стало "теневым". Когда мораторий будет отменен, цена земли для товарного производства выйдет из тени, а в случае массового предложения земельных участков - снизится. Законопроектом "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения" (№5535-1) предлагаю внедрить понятие минимальной цены земли для товарного производства в размере 20-летней сегодняшней арендной платы. Это будет составлять около $1,0 тыс. за гектар.

То есть предлагаю несколько поднять сложившуюся цену. И сделать ее минимальной, ниже которой отчуждение "товарной" сельхозземли осуществлять запрещается. Нарушение этого запрещения влечет за собой недействительность соглашения по отчуждению земли и полную материальную ответственность перед крестьянином, если он понес потери. "Минималка" по моему законопроекту - это первая часть соглашения по отчуждению земли. Кроме нее, крестьянин-продавец будет получать пожизненную ренту - в среднем размере арендной платы за последние 20 лет.

Крестьянин после продажи земли по минимальной цене не остается без ежегодного дохода. Если же он будет желать и иметь возможность продать землю по высшей цене, то сделает это. И будет получать половину размера пожизненной ренты. Но только если продаст надел по цене, которая не превышает минимальную в полтора раза.

Формула "минимальная цена плюс пожизненная рента" защищает крестьянина от несправедливого обезземеливания. А еще фактически гарантирует возможность выкупа арендованной земли фермерами, которой они будут лишены в случае принятия любого другого закона об обращении сельхозземель.

Такая формула прошла испытание многолетней практикой в обществе "Агрофирма Корнацких".

Аркадий КОРНАЦКИЙ, народный депутат, автор законопроекта "Об обращении земель сельскохозяйственного назначения" - №5535-1

Продолжение темы читайте 9 июня 2017 года

Сейчас вы читаете новость «Украинский земельный крест: смерть или воскресенье?». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть