Украина готовится к новой модели энергорынка уже с 1 июля. Вокруг этой даты развернулись баталии: Кабмин — за, окружение президента — против. Чья возьмет в этом споре, приведет ли это к росту тарифов, как украинская атомка отрезает российскую пуповину и куда "ушла" Калушская ТЭЦ — рассказал министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик, 56 лет.
Каденция этого правительства подходит к концу. Насколько украинская энергетика стала независимой от России?
— Объединенные энергосистемы 2016 и 2019 года — по своему состоянию совершенно разные. Три года тому назад в "Энергоатоме" были заблокированы все счета, а в то время компания работала над продлением срока эксплуатации атомных энергоблоков на 10 лет. Ремонт на одном блоке длился по 260-275 дней. Из-за этих работ в энергосистеме возник дефицит генерирующих мощностей. Объединенная энергосистема была не способна удовлетворить спрос потребителей, поэтому уже в мае 2016-го начались веерные отключения.
Нам удалось все это стабилизировать. Мы разбили график ремонтных работ на три года. Сконцентрировали их весной и в начале осени. Так обеспечили максимальный режим генерации зимой, когда больше всего потребления, а также в жаркий летний период.
Второе достижение: мы увеличили поставки для украинских АЭС ядерного топлива американской "Вестингауз". В 2015-м его доля составляла лишь 15% от общей потребности. Остальные 85% поставляли из РФ. На сегодняшний день это распределение составляет 50 на 50. Вместе с тем проведенные работы позволяют полностью перейти на топливо "Вестингауз", если Россия прекратит поставки.
Даже больше, мы приняли решение о строительстве завода на базе Южно-Украинской АЭС по производству топливных кассет для атомных станций. Речь идет о сборке ТВЭЛов — тепловыделяющих элементов — по лицензии "Вестингауз". Я уже подписал все необходимые документы.
А что с вывозом отработанного ядерного топлива в Россию?
— В 2017 году приняли решение начать строительство централизованного хранилища для безопасного хранения отработанного ядерного топлива трех украинских АЭС совместно с американской "Холтек Интернешнл". Первую очередь центрального хранилища запускаем уже сейчас и сразу же начнем эксплуатацию. Мы полностью отказываемся от транспортировки отработанного ядерного топлива реакторов типа ВВЭР в Россию. Ежегодно эти услуги стоили "Энергоатому" $ 200-210 млн. На реализацию этого проекта стоимостью 37 млрд грн мы не взяли ни копейки из бюджета. Я подписал с американцами контракт о кредитовании, частично взяли средства из тарифа для "Энергоатома".
Как решили проблемы с поставками антрацитового угля?
- Нам полностью перекрыли поставки антрацита из ОРДЛО в 2017-ом. А это 10,5 млн тонн в год. Наверное, все помнят, как из Америки встречали первый 60-тонный танкер? Только чтобы полностью обеспечить потребности тепловых электростанций в антраците, нужно было эти танкеры через день встречать. Поэтому министерство в 2016 году приняло стратегическое решение о переоборудовании всех энергоблоков ТЭС на уголь газовой группы. Мы это сделали, впервые опередив в переоборудовании даже частную компанию ДТЭК. Как следствие — потребность в антраците сократилась с 10,5 до 3,5 миллиона тонн в год. Этот антрацит потребляет "Донбассэнерго", но в конце прошлого года они подписали контракт с китайскими компаниями на переоснащение своих энергоблоков. Проблемной пока остается Луганская ТЭС, антрацитовый уголь на которую напрямую поставляется из РФ.
Из Америки уголь уже не возим, да и вообще мы уже не импортируем уголь газовой группы.
Во власти говорят о возможности снятия экономической блокады с оккупированного Донбасса. Чтобы ввозить уголь оттуда?
— Мы работали с неподконтрольными районами, когда шахты были зарегистрированы на территории Украины и налоги шли в бюджет Украины. Они (оккупанты. — ГПУ) взяли и все национализировали. После этого СНБО принял решение, что мы прекращаем сними все экономические отношения.
В истории с выводом из госсобственности Калушской ТЭЦ вас обвиняют в том, что хотите ее присвоить.
— В рамках децентрализации премьер-министр поручил передать в коммунальную собственность громадам шесть теплоэлектроцентралей, Калужскую в том числе. Ее передать было легко, потому что не имеет долгов. А у других пяти ТЭЦ их вместе где-то 2,5 млрд грн. Они должны очиститься от долгов, а потом можно их передать городам. Самый большой фейк - что я хочу отдать ТЭЦ Лукойлу или ДТЭК. Ведь ее приватизация запрещена. Итак, станция будет работать, как работает. Присвоить ее невозможно.
Ваш прогноз: новую модель энергорынка запустят с июля или перенесут на год, как предлагает в своем законопроекте президент?
— Вероятность запуска с 1 июля — 70 процентов. Считаю, что введение новой модели энергорынка — это первоочередная задача для Кабмина. И если бы правительство не могло бы справиться с ним, должно было бы обратиться к Верховной Раде с просьбой перенести сроки. Это значило бы, что кто-то в подготовке не выполнил свои обязательства.
На сегодняшний день Минэнерго как главный центр формирования этого рынка не обращалось к правительству и в парламент. А вот обращение президента об отсрочке нового энергорынка поступило после того, как 31 мая на заседании Совета нацбезопасности и обороны состоялась дискуссия между Андреем Герусом (представитель президента в Кабмине. — ГПУ) и всеми участниками энергорынка. В отличие от Геруса, они подтвердили: энергорынок готов к запуску с 1 июля.
Руководство "Укрэнерго" обвинило вас в манипуляциях с ПСО и цене на электроэнергию — якобы начнется неконтролируемый рост.
— Странно, когда человек из "Укрэнерго" комментирует позицию возложения специальных обязанностей, к которой не имеет отношения. Думаю, он прежде всего должен комментировать вопросы, за которые отвечает — коммерческий учет, балансирующий рынок и рынок вспомогательных услуг.
А относительно новой модели рынка — я полностью отвечаю за то, как она будет работать. С ее введением не должна резко подняться цена на электроэнергию не только для населения, но и для небытовых потребителей. Для последних цена вырастет на 5-6 процентов, потому что даже при формировании прогнозного баланса на 2019 год, уже на второе полугодие НКРЭКУ предусматривала увеличение оптовой рыночной цены на 8-9 процентов. Следовательно, цена возросла бы, даже если бы новую модель не вводили.
Мы сбалансировали систему так, что она не приведет к росту цены для населения. Ее, кстати, не повышали с марта 2017 года. Стоит также знать, что цена электроэнергии для населения Украины в 2,6 раза ниже, чем в России и в Беларуси. И в десять раз, чем в Дании.
Сколько государственных средств в 2019-ом направили на поддержку угольной отрасли, на модернизацию шахт?
— В последние пять лет на это из бюджета не выделено ни копейки, и в этом году — тоже. Все, что предполагалось в нем, шло на зарплату. Государственные шахты убыточны, ведь себестоимость добытого угля — почти 3700 гривен за тонну.
Шахтный фонд старый. Самой молодой шахте — 30 лет. Еще 15 шахт — моложе 50 лет. Срок эксплуатации остальных — 70-100 лет.
В бюджете на этот год на шахты выделено 1,6 млрд грн, потом дополнительно дали еще миллиард. Якобы на модернизацию, но потом все пошло на зарплаты. Даже если бы сюда поставили Илона Маска, все равно никакого результата не было бы, пока не будет инвестиций в переоснащение.
Восемь лет был городским головой Калуша
Игорь Насалик возглавляет Министерство энергетики и угольной промышленности Украины с 14 апреля 2016-го. На местных выборах 2006 года был избран мэром Калуша. На местных выборах 2010 года — переизбран. Народный депутат Украины III, IV и VIII созывов.
С ноября 2014 года по апрель 2016 года — заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и безопасности.
Родился 25 ноября 1962 года в городе Александрия Кировоградской области. Детство прошло в Рогатине на Ивано-Франковщине.
Женат. Имеет двоих сыновей.
Комментарии