Из задних дверей машины выходит народная депутат от "Батьківщини" Людмила Денисова с коллегой по фракции Андреем Сенченко. Приехали на ул. Банковую, где в Доме писателей за 23 тыс. грн в месяц арендуют помещение. В коридоре - запах старых стен и ковров. При входе золотистая табличка "Офис народного депутата".
У Денисовой и Сенченко общая приемная с двумя секретаршами и разные кабинеты. Здесь все отреставрировали за деньги Андрея Виленовича. Потратил несколько сотен тысяч гривен.
- Можно, я сниму пиджак? - улыбается 53-летний Андрей Сенченко.
Идет в небольшую комнату и вешает на плечики. Рукава рубашки закатывает по локоть. Садится на длинный кожаный диван. Справа - шкафы. Посредине - большой плоский телевизор и DVD-проигрыватель. Внизу за стеклянной витриной бокалы для вина, коньяка, шампанского. Там же надпитая бутылка виски и еще несколько бутылок с алкоголем.
- Рвануть может сегодня, может никогда, - говорит Андрей Виленович о ситуации в стране. - Все может начаться где-то с конфликта с милицией, местной властью или бандитами, которые сформировались в параллельную структуру власти.
Какой это имеет вид?
- В середине 1990-х в Крыму криминал имел больше возможностей влиять на экономическую и политическую ситуацию, чем центральная власть. Где-то в 1994-1995-ом был случай, когда начальник милиции три часа просидел в приемной премьера Крыма. Говорили, что тот занят. А оттуда вышел криминальный авторитет. Сейчас власть изнутри наполнена криминальными элементами или их представителями. В Крыму создана вертикаль "смотрящих", да и в любом ведомстве страны, где проходят деньги. Приведу пример по мэрии Симферополя. Есть шесть заместителей председателя и столько же - "смотрящих". Многие из них даже имеют кабинеты. Ведут тетрадь в клеточку, смотрят, сколько поставлено подписей под документами и говорят, что каждая подпись стоит денег, так где они?
Сенченко складывает руки на груди. Разговаривает так почти 1,5 часа.
Как только на одного милиционера выйдет семь пикетчиков - милиционеры будут с народом
Как сломать эту систему?
- Невозможно бороться с двумя-тремя милиционерами-насильниками, "смотрящими". Это все производная от власти, избранной людьми. Надо менять ее - других рецептов нет.
Когда это делать - сейчас или ждать 2015 года?
- Есть механизм выборов, а есть гражданского противостояния. 100-150 депутатов не в состоянии перевернуть эту ситуацию. Граждане - легко. Как только на одного милиционера выйдет семь пикетчиков - милиционеры будут с народом.
Что предлагает оппозиция?
- Ключевой вопрос - чтобы люди испытали потребность жестко контролировать власть. Езжу по небольшим поселкам Крыма. Там народ обзывает власть последними словами. Жалуется, что плохие больницы, дороги не ремонтируются, ничего не делается. Спрашиваю: знаете, какой бюджет городка? Нет. А интересовались? Говорят, что нет. А как эти деньги тратятся - знаете? Вы же граждане, имеете права. Соберите инициативную группу, заставьте опубликовать в районной газете это все.
Рассказывал друг из Симферополя. Говорит: приезжает в село на юге Франции. Председатель отправился в отпуск с семьей в Италию и на дверях вывесил заламинированных два листа - дохода сельского бюджета и расходов. Ни у кого нет вопросов. Что нам мешает на таком же уровне требовать отчетов от власти?
Допустим, на улицы вышли миллион людей. Что дальше?
- Перевыборы - от президента и парламента до местных органов власти. Должна быть полная перезагрузка.
У следующего главы государства должны быть такие же полномочия, как у Виктора Януковича, - почти неограниченные?
- Для Украины актуальна парламентско-президентская республика с усилением функций Верховной Рады, включительно с кадровыми.
Если люди не выйдут на улицу, что тогда?
- Янукович во второй раз станет президентом.
Секретарша на подносе заносит кофе и чай в заварнике. Ставит блюдце с конфетами и печеньем.
Какая программа изменений есть у оппозиции?
- Главный пункт - построить демократическую страну. Хотите жить нормально - пользуйтесь своими гражданскими правами. Требуйте. А наша задача - создать законодательную основу. Надо исправить изувеченные законы, особенно за последние три года. У нас есть весь пакет по местному самоуправлению.
В соседней комнате Сенченко звонит стационарный телефон. Депутат не реагирует.
Если не изменить нынешнюю систему, когда она может рассыпаться?
- Сложно сказать. В экономическом плане запас прочности почти исчерпан. Мы находимся в состоянии технического дефолта по внутренним платежам. Мэрии вешают борды: "Казначейство, верни наши деньги". Это подтверждение дефолта.
Разговариваю с людьми, которые руководят предприятиями. Там ужасная картина. Если сравнить второй квартал прошлого года с аналогичным периодом этого, падение производства строительных материалов составляет 25-30 процентов. То есть у людей нет денег. Живут лишь коррупционные застройки. Правда, с задержками. Из бюджета власть выгребла все. Залезла в долги. Насильственно прокредитовались в местных органах власти и в фондах госстрахования. Суммарные остатки на счетах всех учреждений в казначействе 7-8 мая должны были составлять 10-12 миллиардов гривен. В действительности там были 74 тысячи гривен. Это на всю страну. Когда при правительстве Тимошенко на пике кризиса этот счет спускался ниже двух миллиардов, это была чрезвычайная ситуация. Собирался штаб и решали, что делать. А здесь - нуль реакции. Почему Янукович так срочно полетел в Сочи, потом в Астану, а Азаров - в Минск? Президент выпросил предоплату за транзит газа. Но миллиард долларов - это месяц жизни. Этих средств уже нет. У среднего же гражданина выгребли все. Дальше - вопрос терпения народа.
Какой видите дальнейший сценарий развития страны?
- Повестку дня формируют граждане. Мы говорим людям, что страна на пороге краха, потери независимости. Если будет дефолт, мы станем заложниками ситуации. Будут собираться кредиторы и решать нашу судьбу. Такое было с Грецией, Кипром. Деньги надо будет возвращать. Не говорю о том, что начнут отбирать землю областями. Но какой-то очередной власти в Украине после дефолта они начнут диктовать свои условия.
В начале 1990-х зарплату получали купонами и карбованцами. Можно к этому вернуться. Но на что тогда хватит денег? У нас есть неоценимый потенциал - миллионы украинцев, которые поехали на заработки, потому что здесь им власть не дала возможность работать. Эти люди приобрели опыт в другой среде. Увидели, что можно жить иначе. И знают, как этого достичь. Несколько знакомых одними из первых направились работать строителями в Португалию. Они вернулись с другим виденьем профессии и мира. В таких людях - огромный потенциал для страны.
Стал вице-премьером Крыма в 33 года
Андрей Сенченко родился в Симферополе в Крыму. Учился в Ленинградском механическом институте, специалист по производству летательных аппаратов. Работал плотником, мастером цеха, инженером на местном машиностроительном заводе "Фиолент". В 1990-ом возглавил комитет по делам молодежи при облисполкоме. Через три года стал вице-премьером Крыма, занимался экономическими реформами. Тогда ему было 33.
Был директором в американской компании "Ифекс Глобал", которая продавала автомобили. В 2002-ом стал депутатом крымского парламента. В Верховную Раду впервые попал в 2006 году под №81 списка БЮТ. Потом дважды переизбирался от этой политсилы.
С женой Татьяной имеют сына Дмитрия.
5,6 миллиона гривен задекларировал в 2011 году Андрей Сенченко, в частности 197 тыс. зарплаты. Остальное - дивиденды и деньги за продажу и аренду имущества. - До прихода в парламент у меня была огромная декларация, - говорит. - Но с каждым созывом становится все меньше.
Комментарии
56