пятница, 28 декабря 2012 10:25

"В каждом райотделе милиции из людей выбивают признания"

Автор: фото: Сергей Старостенко
 

С харьковским правозащитником 60-летним Евгением Захаровым встречаемся в офисе организации "Центр свобод" в центре Киева. Он приехал на собрание международной организации "Дома прав человека". Выходит в соседнюю комнату за 30 минут до завершения заседания.

— Говорим о том, чтобы купить дом в Киеве, куда переедет часть столичных правозащитных организаций, — рассказывает Евгений Ефимович. — Получат там бесплатные офисы. Уже есть 250 тысяч долларов. Нужно собрать еще 200 тысяч.

Захаров достает из портфеля гребень, расчесывается. Садится в кожаное кресло напротив дивана.

По уровню коррупции Украина занимает 144-е место среди 176 стран. Почему такое низкое?

— Общество морально приходит в упадок. Люди понимают, что без взяток не решить никакую проблему. Коррупция свойственна для стран, которые находятся в переходном периоде от тоталитаризма к рыночной экономике. Ее не избежать. Другое дело, что с ней можно и нужно бороться. Но для этого нужна политическая воля. Невозможно победить коррупцию на низшем уровне, когда она есть на высших ступенях.

Международная правозащитная организация "Амнести Интернешнл" в последнем докладе отметила, что "в Украине господствует атмосфера безнаказанности милиции". Как это исправлять?

— Для начала нужно добиться выполнения нового Уголовно-процессуального кодекса. В нем достаточно предохранителей против этой ситуации. Нет смысла выбивать признания в совершении преступления, потому что эти доказательства не будут использованы судом. В Конституции также записано, что нельзя принуждать свидетельствовать против себя и своих близких. Однако каждую минуту в каждом райотделе милиции из людей выбивают признания.

Почему милиционеры это делают так массово?

— Иначе не могут выполнить план по раскрытию преступлений. А без этого не будет надбавок, премий.

Как добиться, чтобы правоохранительная система работала в интересах людей?

— Проблема в том, что в нашей уголовной юстиции все держится друг за друга. Милицию, прокуратуру, суды, Службу безопасности, систему выполнения наказаний нужно изменять одновременно. Это можно было бы сделать, поскольку уже есть новый кодекс. Но как будет в реальности, сказать трудно, потому что каждый из правоохранительных органов "тянет одеяло" на себя. Очень сильное прокурорское лобби не захочет, чтобы меняли функции прокуратуры. Потому что тогда она не будет "оком государевым" — органом, который выполняет специальные задания первого лица государства.

Люди во власти реформируют силовые структуры так, чтобы они не мешали им обогащаться, вести свой бизнес. На все остальное наплевать. Посмотрите на пенсионную реформу. Говорили, что уменьшится дефицит пенсионного бюджета, а в этом году наоборот — он увеличился на 7 миллиардов гривен. И справедливее система не стала — спецпенсии так и остались.

Власть начала судебную реформу. Что изменится к лучшему?

— Судебная система продолжает быть зависимой. Руководство государства считает, что без контроля за судами оно потеряет власть, не сможет проводить все свои решения.

Каждый судья — на крючке у прокурора, высокопоставленного чиновника?

— В тех делах, где задействованы чьи-то интересы, — да. Хотя есть судьи, для которых их репутация и честь важнее угроз. Знаю таких, которые имеют по два-три представления на увольнение, но не обращают внимания. Их не увольняют, потому что у них очень высокий авторитет.

Где простому украинцу искать правды?

— В судах. В наших. Идти в Европейский суд. Такое обращение является одним из лучших механизмов. Чтобы подать в Евросуд, никакие финансы, кроме оплаты письма, не нужны. Только время.

Захаров предлагает перейти в соседнее помещение, где уже завершилось собрание. Здесь прохладно. У круглого стола стоит обогреватель. Евгений Ефимович садится около него, кладет руку поверх.

Какие настроения преобладают в обществе?

— Все ожидают изменений внутренней политики. Трудно назвать людей, которых бы удовлетворяло то, что делает президент. Разве что прокуроров, потому что им существенно подняли зарплату. А милиция и армия — в жалком состоянии.

По оценкам социологов, количество людей, которых можно отнести к среднему классу, с 2009 года сократилось вдвое. Тогда их было 10 процентов, сейчас — 5. Многие закрыли свой бизнес или перевели его в другую страну.

Во что может вылиться недовольство людей?

— Смотря как будут развиваться события. У власти еще есть небольшой ресурс, чтобы изменить политику. Пока что она такого желания не демонстрирует: премьером опять стал Азаров, спикером назначили Рыбака. Это — люди советских времен, они еще из той жизни.

Верхушка не в состоянии ограничить свой "хватательный инстинкт". Поэтому не хватает средств на зарплаты, пенсии. Люди выйдут на улицы тогда, когда у них не будет денег на хлеб своим детям.

Очень многое будет зависеть от того, появятся ли новые политические лидеры. Сегодня народу надеяться в политикуме не на кого.

В чем наибольшая ошибка президента Януковича?

— Он поддерживает внутреннюю политику, несовместимую с представлением большинства жителей страны. С самого начала он взял курс на то, чтобы стать авторитарным руководителем. Начал с преследования оппонентов, ликвидации лидеров оппозиции. И стране, и самому Януковичу и его окружению это принесло больше вреда, чем пользы. Запад никогда не простит такого.

При каких обстоятельствах Янукович может выпустить Тимошенко и Луценко?

— У Луценко еще есть правовые возможности — Высший специализированный суд может отменить приговор. А у Тимошенко они исчерпаны. В Европейский суд подали жалобу. Если ее быстро рассмотрят и будет решение о нарушении ее права на справедливый суд, это будет основанием для обращения в Высшый админсуд, чтобы ее освободили. Но вопрос — когда будет решение Евросуда.

Янукович может помиловать. Однако Тимошенко не напишет такую просьбу.

Теперешняя оппозиция после прихода к власти сможет быть эффективнее режима Януковича?

— Оппозиция очень разная. Есть старая политическая сила "Батьківщина", которая уже была при власти. Она оказалась не успешной. Трудно сказать, способны ли они провести работу над ошибками. У "Батьківщини" не так много шансов вернуться к власти, потому что у нее стойкий электорат, который не растет даже при условии, что их лидера несправедливо посадили в тюрьму.

УДАР — политическая сила новая, более перспективная,  держится на авторитете Кличко. У него есть задатки стать сильным лидером. Но реализует ли их — неясно.

"Свобода" попала в парламент благодаря своей радикальности. Люди проголосовали, чтобы она составила конкуренцию власти. Но их представления о мире устарели. В развитие "Свободы" я не верю. Они — молодые, энергичные, но популисты. Если посмотреть на их программу, там есть пункты, в которые сами "свободовцы" не верят. Например, возвращение смертного наказания. Этого требуют и коммунисты. Это невозможно. Нужно иметь другую Конституцию, денонсировать шестой и тринадцатый протокол Европейской конвенции, которую Украина ратифицировала. Это означает автоматическое исключение из Совета Европы и отказ от любых отношений с Западом. У "Свободы" есть тезис, что судей нужно избирать народом. Это привнесет политику в судопроизводство. В Крыму будут судьи от Партии регионов, на Галичине — от "Свободы" и "Батьківщини". Что это будет за правосудие?

Дважды не стал Уполномоченным по правам человека

Евгений Захаров родился в Харькове в семье инженера и поэтессы. С отличием закончил механико-математический факультет местного университета. Работал журналистом, избирался депутатом горсовета. В 1992-м стал сопредседателем Харьковской правозащитной группы. Возглавляет правление Украинского Хельсинского союза по правам человека. Кандидатуру Захарова дважды подавали парламенту на утверждение Уполномоченным по правам человека. Предложение не набирало большинства голосов.

Жена Инна — филолог. Сын Борис — историк. Невестка — джазовая пианистка и певица. Выступает под сценическим именем Маринита.

Имеет двух внучек и внука.

 

8

тысяч гривен в месяц зарабатывает Евгений Захаров. Харьковская правозащитная группа, которую он возглавляет, получает гранты от международных фондов. Месячный фонд зарплаты организации — 120 тыс. грн.

 

Сейчас вы читаете новость «"В каждом райотделе милиции из людей выбивают признания"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

4

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі

Голосов: 1
Голосование Как вы обустраиваете быт в условиях отключения электроэнергии
  • Приобрели дополнительное оборудование для жилья для энергонезависимости
  • Подбираем оборудование и готовимся к покупке
  • Нет средств на такое, эти приборы слишком дорогие
  • Есть фонари и павербанки для зарядки гаджетов, нас это устраивает
  • Уверены, что неудобства временные и вскоре правительство решит проблему нехватки электроэнергии.
  • Наше жилище со светом, потому что мы на одной линии с объектом критической инфраструктуры
  • Ваш вариант
Просмотреть