10 октября в Киеве возобновила работу городская электричка. Впервые ее запустили пять лет назад. Должна была стать наземным метро, однако впоследствии поезда остановились.
- Это уже третья попытка запуска городской электрички, - говорит 58-летний Алексей Кривопишин, начальник Юго-Западной железной дороги. - За пять лет проект довели до ручки. Наступил момент, когда надо было принять решение - продолжать его или закрыть. Для железной дороги второй вариант выгоднее. Однако так могли сделать только не патриоты города. Потому что, несмотря на смежные сложности, городская электричка способна решить транспортный коллапс столицы.
Что происходило в течение пяти лет?
- Политики любят пиариться, показывать "доблестный" труд перед телекамерами. Сажают деревья, закладывают какие-то капсулы. Так было и с электричкой. Попиарились и забыли. С Виталием Кличко вышло наоборот. Он сразу приехал на встречу, проехал по всему маршруту, оценил ситуацию. На территории бывшего Союза нет ни одной столицы, где было бы полное кольцо железной дороги вокруг города. Как нет и того, чтобы железная дорога пересекала все ветки метро. То есть уже на старте мы имеем шесть узлов пересадки только на метрополитен. Виталий Владимирович знаком с опытом Берлина, знает, какую роль для европейского мегаполиса играет железная дорога. Сразу приняли ряд решений. В результате отремонтировали 10 электричек, потом еще две. Теперь интервал между поездами сократился до 15 минут.
Почему этого не делали раньше?
- Проект финансировали по остаточному принципу. Электрички не выходили на линию, потому что никто не платил за их обслуживание. Мы его проводили, поскольку речь идет о безопасности пассажиров. Долг вырос до 63 миллионов гривен. С Виталием Владимировичем его реструктуризировали, погашение растянули на три года. Город уже заплатил 8,5 миллиона гривен. За них отремонтировали 12 поездов, еще два - за свой счет, на подстраховку.
Поладили с новой властью?
- Да. Виталий Кличко и его первый заместитель Игорь Никонов полностью поддерживают проект. Сейчас мы готовим постановление об изменении системы обслуживания городской электрички, заключаем договор с администрацией о фиксированной сумме обслуживания.
Поезда не новые. На сколько их хватит?
- Пока это латание дыр. Поезда изготовлены в 1979 - 1980 годах, это техника прошлого века. Ее можно поддерживать, реанимировать. Но чтобы проект заработал на полную мощность, в бюджете нужно заложить статью на строительство новых. Делать непосредственно городской транспорт. Чтобы у поездов был мягкий ход, в салон могли зайти люди с ограниченными возможностями, чтобы расстояние между платформой и поездом была минимальным.
Кто может их производить?
- Городские поезда делают в Польше, Чехии, Германии, Хорватии, Словении. В Украине их может производить Крюковский завод. Разумеется, все 14 поездов одним махом не заменишь. Бюджет города просто не потянет – один поезд стоит 8-10 миллионов долларов. Но если покупать три поезда в год, то за четыре года получим городскую электричку, полностью адаптированную под евростандарты. Причем старые поезда тоже будут курсировать, интервал движения уменьшится. Киевлянам будет еще удобнее. Человек будет знать, что каждые 10 минут с Русановки на станцию метро Левобережная идет электричка, довезет за 2 минуты. Троллейбус с Троещины до Петровки едет почти час, а электричка - 4,5 минуты.
Все так просто?
- Есть проблема, которую мы еще не решили. Чтобы поезда не шли полупустыми, а пассажиры их не ждали, надо синхронизировать графики движения электричек и городского транспорта. В один поезд помещается тысяча пассажиров. Чтобы он не ехал полупустой, перед ним на платформу должен прибыть трамвай. Надо подумать, чтобы в трамвайной цепи было четыре вагона, а не два. На Троещине, например, живут полмиллиона людей, а электрички оттуда идут полупустые, потому что не организован подвоз на платформу. Если город не синхронизирует графики движения городского транспорта, метрополитена и городской электрички, то ничего не изменится. Я верю, что первый заместитель мэра Игорь Никонов понимает важность проекта, повлияет на Киевпастранс, чтобы тот составил новые графики.
Как сейчас работает городская электричка?
- Есть 14 станций. Город требует больше. Не вопрос. Мы можем быстро открыть еще три-пять. Со времени объезда с Виталием Кличко прошло всего два месяца, а мы уже выпустили на маршрут 12 поездов, построили на перспективу три платформы: Киев-Волынскую, Вышгородскую и Святошинскую. При наличии необходимого количества поездов мы сможем ездить не только по кольцу, но и заезжать на Святошино. Туда каждое утро приезжают до 40 тысяч человек, все ныряют в метро, создают давку. Метро физически не справляется с потоком.
Как и на станции Вокзальная.
- Да. Зная ситуацию, мы уже сделали платформу практически у метро. Когда пригородная и городская электрички прибывают почти одновременно, пассажирам удобно пересесть. Городская электричка может их везти как на Левый, так и на Правый берег. Для города не надо создавать ничего нового. Только правильно использовать имеющиеся рельсы. Дело за малым - объединить усилия. Городская электричка должна работать так, как работает в европейских городах-миллионниках.
Укрзализныця - это не только Киев. Сегодня на востоке Украины происходит военное противостояние. Повлияло ли это на деятельность железной дороге? Что изменилось?
- Мы начали помогать нашим бойцам одними из первых. Еще в марте профсоюзы собрали и перечислили на счет Министерства обороны около 2 миллионов гривен. Потом узнали, что их используют не по назначению. После этого работаем напрямую с командирами. Закупаем оборудование, радиостанции, автомобили, вездеходы, на которые устанавливают пулеметы. Отдельно собираем деньги на покупку касок, бронежилетов, собрали 40 тонн гуманитарной помощи. Наши сотрудники сопровождали грузы и раздавали мирному населению в освобожденных городах. На нашей базе отдыха "Тетерев" под райцентром Коростышев Житомирской области более трех месяцев живут сто детей, привезенных из зоны АТО. Мы обеспечили их всем необходимым для жизни и обучения. Для лагеря закупили калориферы, стиральные машинки, одеяла, постельное белье.
На Юго-Западной железной дороге недавно прошел финал Кубка по футболу.
- Турнир на Кубок начальника Юго-Западной железной дороге проходит четвертый год. За победу борются более двух тысяч железнодорожников. Несмотря на сложности, мы прилагаем все усилия для поддержки детей и молодежи. Три года назад отреставрировали стадион "Локомотив" на Соломенке. Он был в ужасном состоянии, а сейчас - современный стадион с двумя футбольными полями. Там занимаются футболом более 300 детей от 5 до 17 лет. Поле расписано ежедневно с шести утра и до десяти вечера.
Вы увлекаетесь футболом?
- Нет, я мастер спорта по гребле на каноэ. Практически одновременно с Кубком по футболу мы провели закрытие сезона по гребле. Туда вошли байдарка и академическая гребля. Каноистов, к сожалению, пока еще нет. Сейчас я ищу тренера, чтобы реанимировать этот вид спорта. Мы многое делаем для детей. Раньше на Трухановом острове было много спортивных баз, где они могли тренироваться. Сегодня их распродали, переделали под бани или центры совсем другого отдыха. А ЮЗЖД сохранила и отремонтировала свою базу. Построили новые эллинги, покупаем новые лодки, инвентарь, форму, платим зарплату тренерам. Летом три месяца там работал лагерь, где отдыхали и тренировались более 300 детей. Осенью провели закрытие сезона. Дети хотят в эту школу, потому что у них есть стимул. У родителей не возникает вопроса, где купить лодку, форму, весла. Мы даем все. Я вручал кубок победителю одного из заплывов. Обратил внимание на знакомую фамилию. Спрашиваю коллегу: "Часом не твой родственник?" - "Это мой сын".
Комментарии